Евгения Тузова
Патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ракова Евгения Сергеевна
Организация: ГБДОУ Детский сад №15 Пушкинского района
«Никто не учит маленького человека:
Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Одна из важнейших задач нравственного воспитания — это воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Оно включает в себя воспитание любви к родной стране,к родному городу, близким людям, к детскому саду,. Очень трудной и требующей затрат времени является работа по воспитанию у ребенка любви к родному городу и стране. Опытный педагог или воспитатель понимает, что нужно как можно раньше пробудить в дошкольнике любовь к родной земле. С малых лет формировать черты характера, которые помогут ребенку стать достойным человеком в гражданском обществе. В чем проявляются чувства патриотизма у детей дошкольного возраста? Как маленький человечек может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог? Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, именно поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране он выражает проявлением восторга и восхищения. Как известно, эмоции играют очень важную роль в жизни ребенка, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое отношение к ней. Поэтому, опытный педагог должен стараться вызвать на занятии эти эмоции.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место. Л. С. Макаренко. В. А Сухомлинский, Р. И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Чувство патриотизма не возникает у людей само по себе. Это результат систематического и целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание детей должно включать в себя 5 разделов
Ребенок и семья. Мир маленького ребенка начинается с самого близкого его окружения — его семьи. Очень важно, чтобы дошкольники получили знания о своих родных, тем самым, у них будет воспитываться гуманное отношение к близким. Так же будут уточняться представления о занятиях своих родителей, семейных историях, традициях.
Детский сад. Дошкольников нужно учить ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, бережно относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. Для этого можно использовать игры, экскурсии, прогулки, занятия. Потом дети научатся свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, будут соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, познакомятся с телефонными номерами экстренной помощи. Так же дошкольники научатся быть внимательными к сверстникам и поймут важность заботы о младших сверстниках.
Родная природа. Любовь к природе одно из важных проявлений патриотизма. Необходимо научить ребенка эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе эмоционально, бережно, с любовью. На данном этапе очень важно не забывать поощрять желание детей ближе узнавать о природе родного края.
Родной город. Родная страна. Детям нужно дать краеведческие знания и сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, предприятиях, их знаменитых земляках. Нужно постараться сформировать у детей географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). Так же старшие дошкольники должны познакомиться с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Неотъемлемой частью является знакомство детей со столицей нашего государства, другими городами страны, знаменитыми россиянами. Параллельно формируется представление о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Тем самым формируется чувство любви, уважения и гордости к своей стране.
Родная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством, формировать общее понятие о народной культуре, ее богатстве и красоте.
Добиться успеха в патриотическом воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так, чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется процитировать слова Л. Н. Толстого "Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней".