Надежда Ладейщикова
Технология «Бусоград» в формировании ПДД (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД «Технология Бусоград в формировании ПДД»
Воспитатели: Ладейщикова Н. В
Пьянкова Т. Ю.
Правила дорожного движения – тема, которую нужно регулярно повторять, освежать в памяти детей. И делать это на протяжении всего учебного года и летнего оздоровительного периода. Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребенок.
Публикация «Технология „Бусоград“ в формировании ПДД (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Бусоград. Образовательная технология
- Младшая группа
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Детям всё интересно и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно может появиться на проезжей части транспорт, или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящей машины – это большая опасность. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.
Цель : Формирование навыков безопасного поведения на дорогах, на улицах, в транспорте.
Младшая группа
Задачи :
- Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Давать представления об основных частях строения машины (колеса, двери, окна, руль, кузов).
- Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов (красный и зеленый цвета для пешеходов и водителей).
- Познакомить воспитанников с работой светофора, с назначением его сигналов (красный и зеленый цвета для пешеходов и водителей).
- Сформировать представления о работе водителя. Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к труду взрослых.
- Формировать навыки пространственной ориентировке (назад, вперед, влево, вправо).
- Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта (автобус, велосипед, машина, поезд, корабль, самолет, трамвай, скорая помощь, пожарная).
- Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть», «пассажир», «пешеход».
- Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
- Дать представления о дорожных знаках в регулировании порядка на дороге («Пешеходный переход», «Больница», «Пункт питания», «Место ожидания автобуса»).
Средняя группа
Задачи :
- Уточнить знания детей о назначении светофора, а так же упражнять в определении своих действий по его сигналу (красный – стой; зеленый – идти).
- Развивать наблюдательность, совершенствовать ориентировку детей в помещении и на игровой площадке ДОУ.
- Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, их особенностями (определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, с метрополитеном, железной дорогой, с работой машиниста, правилами поведения в железнодорожном транспорте и на железной дороге. Пополнить словарный запас (вагон, рельсы, шпалы, товарный и пассажирский поезд, шлагбаум, электричка, проводник).
- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
- Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, односторонние, двухсторонние движение, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае, автобусе.
- Формировать умение определять, кто правильно выполнил правила, а кто их нарушил.
- Продолжать знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения (места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть)
- Дать воспитанникам представления о станции технического обслуживания, знаке «Станция технического обслуживания»; об автозаправке и знаке «Автозаправочная станция».
- Сформировать знания у дошкольников, о том, где можно кататься (на санках, коньках, роликах, лыжах, самокате, велосипеде). Закреплять понимание о необходимости выполнения элементарных правил поведения на улице и упражнять в определении безопасного места для игры.
- Познакомить детей с дорожными знаками («Движения пешеходов запрещено», «Телефон», «Пересечение дорог», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд»)
Старшая группа
Задачи :
- Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
- Закреплять навыки поведения в общественном транспорте (поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе).
- Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения (светофор, знаки).
- Учить детей распознавать знаки : информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место стоянки», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки –«Дорожные работы», «Опасный поворот», «Дикие животные», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка» «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Движение прямо», «Движения направо (налево)», «Круговое движение», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания», «АЗС».
- Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира. Учить понимать последствия несоблюдения правил безопасного поведения на дорогах.
- Уточнять знания о назначении специальных транспортных средств (машина «Скорой помощи», «Полицейская», «Пожарная машина», реагировать на их сигналы, отличать их на слух; обратить внимать на то, что специальные транспортные средства в определенных случаях могут нарушать правила дорожного движения.
Подготовительная группа
Задачи :
-Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
-Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
-Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
-Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
-Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД. (познакомить с работой регулировщика, учить определять по его сигналам разрешающие или запрещающие движения пешеходов через проезжаю часть).
-Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
- Закрепить виды светофоров, место установки каждого вида (трёхцветный, двухцветный) и их назначение. Дать представление о том, что специальный транспорт может проезжать на красный сигнал светофора. Учить детей не только знать скрытую опасность, но и предвидеть её, и избегать.
-Уточнять представления об «Островке безопасности», о специальных световых сигналах (мигающие огни, фары, звуковом сигнале машин.
-Углублять знания детей о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса.
- Познакомить с правилами катания на детском виде транспорта (на самокате, скейтборде, роликовых коньках) с необходимостью использовать средства защиты (шлем, перчатки, наколенники, налокотники) .Учить реагировать на дорожную ситуацию, вовремя притормаживать, останавливаться в обозначенном месте. Ввести понятие «тормозной путь».
Работа по обучению правилам дорожного движения проводится в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса. Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров.
Перед нами встали задачи: организовать предметно-развивающую среду группы по ПДД в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Создать условия для изучения детьми правил дорожного движения, для формирования умения у детей ориентироваться в различной обстановке, предвидеть опасные ситуации, для формирования у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге, в транспорте.
Создать картотеку игр с применением технологии «Бусоград»….
Дидактические игры для детей 3-4 лет.
Дидактическая игра «Колёса»
Цель: Продолжать с детьми работу с бусами, определить цвет, форму бусин, размер своих бус по отношению к другим методом сравнения. Применить методику с бусами в формировании ПДД. Учить названия грузового транспорта. Учить выкладывать из бус колёса, добавляя счётные палочки для выкладывания дисков у колёс. Развивать представление о круглой форме, знакомство с движением предметов круглой формы на плоскости. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.
Ход игры: Воспитатель обнаруживает в группе мишку (игрушку, который плачет и предлагает детям отвезти его домой. Вместе с детьми определяют, на чем повезут игрушку (на машине). На ковре разложены колеса разной величины. Воспитатель предлагает прокатить колеса и понаблюдать, какое колесо быстрее докатится до конца ковра. Рассматривание колёс машины. Затем детям предлагается сесть за столы и выложить недостающие колёса из бус у трафаретов машин.
Дидактическая игра «Двери автобуса»
Цель: Применить методику с бусами в формировании ПДД. Учить названия общественного транспорта (автобус, троллейбус). Учить выкладывать из бус двери. Развивать представление о форме дверей. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с разными ситуациями при посадке в автобус. Игра в автобус. Затем детям предлагается сесть за столы и выложить недостающие двери из бус у трафаретов автобуса.
Дидактическая игра «Окна»
Цель: Применить методику с бусами в формировании ПДД. Совершенствовать диалогическую речь детей. Продолжать разучивать названия общественного транспорта. Учить выкладывать из бус окна. Развивать представление о круглой форме, знакомство с движением предметов круглой формы на плоскости. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.
Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть машины, автобус, акцентируя внимание на окнах. Предложить детям пройти за столы и выложить окна из бус, дополняя их палочками, геометрическими фигурами.
Дидактическая игра «Руль у машин»
Цель: Применить методику с бусами в формировании ПДД. Продолжать разучивать названия грузового транспорта. Учить выкладывать из бус окна машин. Развивать представление о круглой форме, знакомство с движением предметов круглой формы на плоскости. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.
Ход игры: Загадывание детям загадок о транспорте. Предложить детям выбрать, на каком транспорте мы хотим сегодня с ними поехать. Проигрывание игры. После игры предложить детям сесть за столы и выложить руль машины из бус, дополняя его палочками.
Дидактическая игра «Кузов машин»
Цель: Продолжать с детьми работу с бусами. Применить методику с бусами в формировании ПДД. Продолжать учить названия грузового транспорта. Учить выкладывать из бус кузов машины путём обкладывания бус вокруг трафарета машины. Развивать представление о форме кузова. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.
Ход игры: Предложите ребенку рассмотреть вместе с вами игрушечные машинки. Обратить внимание на кузов машин. Поиграть в игру «Чья машинка уедет дальше» (твоя или моя) Затем, встав у приподнятого края доски (ската, по очереди пускать машины «под горку», сообщая им начальную скорость. Отмечать ту машинку, которая уехала дальше. Предложить поменяться машинками и повторить эксперимент. Определить победителя по результатам всех заездов. Затем предложить детям за столы и выложить кузова машин из бус. Если кто-то из детей не может самостоятельно выложить, то предложить это сделать с помощью трафарета.
Дидактическая игра «Светофор»
Цель: Продолжать с детьми работу с бусами. Применить методику с бусами в формировании ПДД. Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов (красный и зеленый цвета для пешеходов и водителей). Учить детей выкладывать сигналы светофора с помощью бус.
Ход игры: Воспитатель совместно с детьми рассматривают светофор, закрепляют значение цветов. Потом взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора. Дальше детям предлагается выложить сигналы светофора с помощью бус и геометрических фигур по готовому трафарету.
Дидактическая игра «Пешеходный переход»
Цель: Продолжать с детьми работу с бусами. Применить методику с бусами в формировании ПДД. Познакомить детей с пешеходным переходом, с его назначением. Учить детей выкладывать пешеходный переход с помощью бус, добавляя в работе карандаши, счётные палочки, геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в игру «Сигналы светофора»
Воспитатель показывает сигналы светофора, дети выполняют действия: красный – стой, желтый – приготовились, зеленый - ходим, прыгаем, бегаем. Затем детям предлагается сесть за столы и выложить пешеходный переход.
Дидактические игры для детей 5-6 лет.
Дидактическая игра «Перекрёсток»
Цель: Закреплять знания детей о значении сигналов светофора, правилах дорожного движения посредством технологии «Бусоград». Закреплять правила поведения пешеходов. Развивать внимание, мышление, воображение. Учить детей находить выход из проблемной ситуации. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
Ход игры: Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке. Дети выкладывают с помощью бус и счётных палочек (можно использовать карандаши, палочки и т. д) перекрёсток. Затем идёт обыгрывание с добавлением машин.
Дидактическая игра «Пешеходный переход»
Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как пешеходный переход с правилами перехода на пешеходном переходе; закреплять знание дорожных знаков. Развивать внимание, мышление, воображение. Учить детей находить выход из проблемной ситуации.
Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения. Учить детей выкладывать пешеходный переход посредством технологии «Бусоград», добавляя счётные палочки
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти
картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного
движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти
картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного
движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
Ход игры: на доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях на пешеходном переходе. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать на пешеходном переходе. Потом детям предлагается пройти за столы и сделать из бус пешеходный переход посредством технологии «Бусоград», добавляя счётные палочки
Дидактическая игра «Поезд»
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения через поездку в «поезде» по предложенной игре; развивать внимание и выдержку.
Учить детей выкладывать поезд посредством технологии «Бусоград», добавляя при этом счётные палочки, геометрические фигуры, трафарет поезда. Отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит воспитатель, и все начинают двигаться, проговаривая: «Чу-чу». «Поезд» едет в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Потом детям предлагается пройти за столы и сделать из бус поезд, добавляя при выкладывании поезда геометрические фигуры и счётные палочки. Если ребёнок не может самостоятельно выложить вагоны поезда, то предложить сделать это по готовому трафарету.
Дидактическая игра «Автобус»
Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение. Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами. Учить правилам посадки в автобус и высадки из него. Учить детей выкладывать поезд посредством технологии «Бусоград» с помощью бус, добавляя при работе палочки и геометрические фигуры, трафарет автобуса.
Ход игры: С помощью считалки выбирают водителя. Воспитатель с детьми проигрывают посадку в автобус и последующую поездку. Затем детям предлагается пройти за столы и сделать из бус автобус, добавляя при выкладывании геометрические фигуры и счётные палочки. Если ребёнок не может самостоятельно выложить автобус, то предложить сделать это по готовому трафарету.
Дидактическая игра «Дорожный знак»
Цель: давать детям знания о различных видах дорожных знаков: запре-щающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Детей знакомят с дорожными знаками («Движения пешеходов запрещено», «Телефон», «Пересечение дорог», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд». Учить детей выкладывать дорожные знаки из бус посредством технологии «Бусоград».
Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с дорожными знаками. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Каждый ребёнок вытягивает одну из карточек и выкладывает дорожный знак с помощью бус. На столах также выложены счётные палочки, геометрические фигуры. Ребёнок по мере надобности что-то из этого материала добавляет для выкладывания дорожного знака.
Старшая группа
Подготовительная группа
«Специальный транспорт»
Цель: знакомство детей с видами специализированного транспорта.
(пожарная, ДПС, полиция, скорая) и с особенностями их движения по проезжей части.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Все вы знаете, что по проезжей части дороги ездит очень много разных автомобилей. Транспортные средства бывают разные. Но все автомобили, так или иначе, помогают людям. Есть «Грузовой транспорт» (назовите -«Пассажирский транспорт» (назовите, а есть транспорт, который приходит к нам на помощь в экстренных ситуациях. Среди них есть и вот такие:
- Скорая медицинская помощь.
- В каких случаях вызывают скорую помощь?
- Пожарная служба
- В каких случаях вызывают пожарную службу?
- Полиция.
- Когда вызывают полицию? Есть еще службы, которые приходят на помощь, если случилась беда. Кто,может назвать, что это за службы?
- Правильно, это служба спасения.
- Аварийная газовая служба
- Ребята, как вы думаете, для чего нужна такая служба?
- Некоторые дома оборудованы газом, газ используют в котельных для
подогрева воды. Но бывает так, что газовое оборудование ломается, и тогда газ попадает в воздух, а это может привести к отравлению людей и к взрыву. Вот тогда приходит на помощь газовая спасательная служба.
Воспитатель: Эти транспортные средства вызывают по специальному
телефону, если случилась беда.
- На каждой специальной машине написаны цифры - это номера телефонов, по которым можно позвонить.
- Какие номера написаны на этом транспорте? (01, 02, 03, 04, 112)
- Давайте познакомимся с ними поближе, я предлагаю выложить с помощью бус номера экстренных служб.
Воспитатель: Транспорт специального назначения людям очень нужен.
- Если кто-то заболел, вызывают …. (скорую помощь)
- Если случился пожар, вызывают … (пожарную машину)
- Если хулиганы угрожают людям, вызывают (полицейскую машину)
- Если почувствовали запах газа, вызываем … (газовую службу).
- Если кто-то заблудился в лесу, вызываем. (службу спасения)
Мы должны знать телефонные номера, по которым можно вызвать ….
«Транспорт специального назначения»
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру
Игра «Вызываем специальный транспорт».
- Перед вами лежат таблички с номерами.
Я буду показывать вам картинки, на них изображены разные ситуации. А вы
- поднимаете табличку с номером, по которому нужно вызвать специальный
транспорт в каждом случае.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а я заметила, что некоторые дети поднимали сразу по две таблички, почему вы так сделали?
Воспитатель: Совершенно верно. Если где – то случился пожар, то на пожаре могут пострадать люди и им понадобится и медицинская помощь и помощь спасателей.
- А если на дороге случилась авария, то все эти службы приезжают вместе, потому, что автомобиль после аварии может загореться, и в аварии могут быть пострадавшие.
- Направляясь к месту назначения, водитель специального транспорта включает
- маячок и подает звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу
- освободить проезжую часть, а другие автомобили пропустить автомобиль
специального назначения. Этот специальный транспорт может ехать на любой сигнал светофора.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если бы у этих служб не было проблесковых огней и звуковых сигналов, успели бы они вовремя приехать по вызову? (ответы детей).
- Куда же они спешат?
Дети: они спешат на помощь к тем, кто попал в беду, или заболел.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если пешеход переходит проезжую
часть на зеленый сигнал пешеходного светофора, он должен пропускать автомобили специальных служб?
- Дети : да, должен.
Воспитатель: Совершенно верно! При приближении транспортных средств с включенными синими проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части и подождать пока такие транспортные средства проедут.
- А какие транспортные средства могут ехать на красный сигнал транспортного светофора?
Дети: Пожарная машина, скорая помощь, полицейская, аварийная, газовая спасательная служба и служба спасения.
Воспитатель: Звук сирены, что это за сигнал? Что он означает? У каких
Транс портных средств такой сигнал? (ответы детей).
Воспитатель: Ну что же, ребята, мы сегодня с вами еще раз повторили виды транспорта, что к ним относится. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на проезжей части и соблюдать правила дорожного движения.
Светофор и регулировщик»
Цели: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.
Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.
Ход игры:
После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.
«Дорожные знаки»
Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».
Материал: Дорожные знаки
Ход игры:
Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.
«Правила поведения»
Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: Разрезные картинки.
Ход игры:
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать