Получи документы

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Татьяна Обухова
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Думаю, каждый педагог радуется успехам своих воспитанников. Но как добиться этой успешности? В чем ее секрет?

Главное, по-моему, идти за ребенком и его потребностями, учиться видеть и понимать.

Поэтому, наблюдая за детьми, обратила внимание, что все большее количество детей страдает нарушениями речи, начиная с произношения звуков и заканчивая изложением своих мыслей в виде связанного текста.

Да и само речевое развитие достаточно сложная тема, куда интереснее, например, продуктивная деятельность, когда можно посмотреть на результаты своих стараний.

Темочки:

Я стала размышлять, как привить детям интерес к художественной литературе, познакомить с языковыми нормами, научить правильно и понятно излагать свои мысли, а также поработать с артикуляцией и произношением?. И поняла, что все, перечисленное выше, включает театрализованная деятельность.

Для развития речи детей посредством театрализованной деятельности следует обратить внимание на несколько аспектов:

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС);

• Содержание театрализованной деятельности

• Подбор репертуара для изучения и обыгрывания детьми

• Вовлечение родителей в совместную театральную деятельность.

1. Справедливо высказывание «Мы то, что нас окружает». Именно РППС, ее наполняемость и целесообразность напрямую влияет как на общее развитие ребенка, так и на речевое в частности. Для групповой комнаты, это конечно, театральный уголок с ширмой, шапочками-масками и т. д.

В нашем ДОУ группой педагогов была создана театральная студия, которая представляет собой отдельное помещение, оборудованное сценой, занавесом и зрительным залом. Здесь представлены разные виды театра : пальчиковый, настольный, магнитный, перчаточный, костюмированный, театр на ложках и стаканчиках и т. д. Приходя в студию, дети попадают в отдельный волшебный мир, который вызывает интерес и множество вопросов: им хочется потрогать каждый предмет и узнать, его назначение. Именно такое разнообразное наполнение не только вызывает у ребенка желание вернуться сюда снова, но и развивает словарный запас, диалогическую и монологическую речь.

2. Что касается содержания театрализованной деятельности, то это обязательное включение артикуляционных упражнений (для совершенствования речевого аппарата ребенка, дыхательной гимнастики (т. к большинство детей не может произнести одну фразу или предложение на одном дыхании, разучивание скороговорок и чистоговорок, которые позволяют не только быстро, но и четко произносить определенную комбинацию слов или звуков. Для удобства использования можно составить картотеки, которые всегда будут под рукой.

Развитию элементов речевого общения (мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса) способствуют мимические и пластические этюды, также упражнения на имитацию движений. Также можно предложить детям составление загадок на основе сходства и различия предметов (например, зеленая как трава, скачет, но не заяц).

Основным содержанием театральной деятельности, конечно, становится обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, потешек, стихов, а также показ театральных представлений.

3. Если говорить о произведениях для изучения и обыгрывания детьми, то в первую очередь следует ориентироваться на ФОП ДО, где в пункте 33.1 дан Примерный перечень художественной литературы по возрастам (вывести перечень на экран).

Конечно, группа раннего возраста начинает знакомство с театрализованной деятельностью с пальчикового и настольного театров, которые просты и понятны детям. Вначале педагог разыгрывает для детей сказку, а затем и дети могут повторять отдельные реплики героев, повторяющиеся части произведения (например, песенку колобка).

В младшей группе мы можем познакомить детей с магнитным и фланелеграфным театрами, а также театром на ложках (которые возможно сделать самостоятельно). В этом возрасте дети учатся импровизировать на несложные сюжеты песен и сказок, выполнять некоторые мимические этюды.

В среднем возрасте я знакомлю детей с театром теней. Это один из любимых мной видов театра, потому что он развивает воображение детей (тени дают возможность дорисовать силуэт, речь в согласовании с моторикой, словотворчество, помогает преодолеть страх темноты. Если ребенок к 4-5 годам еще робок, застенчив и неуверен в себе, то в темноте (когда его никто не видит, может раскрепоститься и проявить себя.

Для старшего дошкольного возраста характерно развитие эмоциональности и выразительности речи, дети легко вступают в диалог, учатся распределять роли и договариваться. Активно пополняется словарный запас, дети используют при обыгрывании сюжетов разнообразную интонацию.

4. И самым актуальным становится вопрос: как вовлечь родителей в совместную театрализованную деятельность?

Ежегодно ко Всемирному дню театра (27 марта) в нашем ДОУ проводится Театральная неделя. Мы привлекаем родителей к обыгрываю произведений для детей группы, а в этом году представление называется «Семейный театр», т. е. воспитатель совместно с родителями одной из семей выбирают сказку по количеству ее членов, готовят костюмы и разыгрывают для детей группы.

Наше дошкольное учреждение имеет свой ютуб канал «Мир детей – наш мир», где мы записываем вебинары для коллег и родителей. В этом году я записала мастер-класс по созданию домашнего театра теней, его можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/CraNc-S9rrc.

Таким образом, мы можем сделать вывод о значении театрализованной деятельности в развитии речи детей :

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

• появляется живой интерес к словотворчеству;

• совершенствует артикуляционный аппарат;

• формируется диалогическая, монологическая, эмоционально насыщенная речь;

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

• стимулирует активную речь.

Но главное, театрализованная деятельность приносит большое количество положительных эмоций, которые так нужны, как детям, так и взрослым!

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 10 ноября 2024 в 11:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Обухова (УИ 383562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД