Татьяна Обухова
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Думаю, каждый педагог радуется успехам своих воспитанников. Но как добиться этой успешности? В чем ее секрет?
Главное, по-моему, идти за ребенком и его потребностями, учиться видеть и понимать.
Поэтому, наблюдая за детьми, обратила внимание, что все большее количество детей страдает нарушениями речи, начиная с произношения звуков и заканчивая изложением своих мыслей в виде связанного текста.
Да и само речевое развитие достаточно сложная тема, куда интереснее, например, продуктивная деятельность, когда можно посмотреть на результаты своих стараний.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Я стала размышлять, как привить детям интерес к художественной литературе, познакомить с языковыми нормами, научить правильно и понятно излагать свои мысли, а также поработать с артикуляцией и произношением?. И поняла, что все, перечисленное выше, включает театрализованная деятельность.
Для развития речи детей посредством театрализованной деятельности следует обратить внимание на несколько аспектов:
• Развивающая предметно-пространственная среда (РППС);
• Содержание театрализованной деятельности
• Подбор репертуара для изучения и обыгрывания детьми
• Вовлечение родителей в совместную театральную деятельность.
1. Справедливо высказывание «Мы то, что нас окружает». Именно РППС, ее наполняемость и целесообразность напрямую влияет как на общее развитие ребенка, так и на речевое в частности. Для групповой комнаты, это конечно, театральный уголок с ширмой, шапочками-масками и т. д.
В нашем ДОУ группой педагогов была создана театральная студия, которая представляет собой отдельное помещение, оборудованное сценой, занавесом и зрительным залом. Здесь представлены разные виды театра : пальчиковый, настольный, магнитный, перчаточный, костюмированный, театр на ложках и стаканчиках и т. д. Приходя в студию, дети попадают в отдельный волшебный мир, который вызывает интерес и множество вопросов: им хочется потрогать каждый предмет и узнать, его назначение. Именно такое разнообразное наполнение не только вызывает у ребенка желание вернуться сюда снова, но и развивает словарный запас, диалогическую и монологическую речь.
2. Что касается содержания театрализованной деятельности, то это обязательное включение артикуляционных упражнений (для совершенствования речевого аппарата ребенка, дыхательной гимнастики (т. к большинство детей не может произнести одну фразу или предложение на одном дыхании, разучивание скороговорок и чистоговорок, которые позволяют не только быстро, но и четко произносить определенную комбинацию слов или звуков. Для удобства использования можно составить картотеки, которые всегда будут под рукой.
Развитию элементов речевого общения (мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса) способствуют мимические и пластические этюды, также упражнения на имитацию движений. Также можно предложить детям составление загадок на основе сходства и различия предметов (например, зеленая как трава, скачет, но не заяц).
Основным содержанием театральной деятельности, конечно, становится обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, потешек, стихов, а также показ театральных представлений.
3. Если говорить о произведениях для изучения и обыгрывания детьми, то в первую очередь следует ориентироваться на ФОП ДО, где в пункте 33.1 дан Примерный перечень художественной литературы по возрастам (вывести перечень на экран).
Конечно, группа раннего возраста начинает знакомство с театрализованной деятельностью с пальчикового и настольного театров, которые просты и понятны детям. Вначале педагог разыгрывает для детей сказку, а затем и дети могут повторять отдельные реплики героев, повторяющиеся части произведения (например, песенку колобка).
В младшей группе мы можем познакомить детей с магнитным и фланелеграфным театрами, а также театром на ложках (которые возможно сделать самостоятельно). В этом возрасте дети учатся импровизировать на несложные сюжеты песен и сказок, выполнять некоторые мимические этюды.
В среднем возрасте я знакомлю детей с театром теней. Это один из любимых мной видов театра, потому что он развивает воображение детей (тени дают возможность дорисовать силуэт, речь в согласовании с моторикой, словотворчество, помогает преодолеть страх темноты. Если ребенок к 4-5 годам еще робок, застенчив и неуверен в себе, то в темноте (когда его никто не видит, может раскрепоститься и проявить себя.
Для старшего дошкольного возраста характерно развитие эмоциональности и выразительности речи, дети легко вступают в диалог, учатся распределять роли и договариваться. Активно пополняется словарный запас, дети используют при обыгрывании сюжетов разнообразную интонацию.
4. И самым актуальным становится вопрос: как вовлечь родителей в совместную театрализованную деятельность?
Ежегодно ко Всемирному дню театра (27 марта) в нашем ДОУ проводится Театральная неделя. Мы привлекаем родителей к обыгрываю произведений для детей группы, а в этом году представление называется «Семейный театр», т. е. воспитатель совместно с родителями одной из семей выбирают сказку по количеству ее членов, готовят костюмы и разыгрывают для детей группы.
Наше дошкольное учреждение имеет свой ютуб канал «Мир детей – наш мир», где мы записываем вебинары для коллег и родителей. В этом году я записала мастер-класс по созданию домашнего театра теней, его можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/CraNc-S9rrc.
Таким образом, мы можем сделать вывод о значении театрализованной деятельности в развитии речи детей :
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
• появляется живой интерес к словотворчеству;
• совершенствует артикуляционный аппарат;
• формируется диалогическая, монологическая, эмоционально насыщенная речь;
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
• стимулирует активную речь.
Но главное, театрализованная деятельность приносит большое количество положительных эмоций, которые так нужны, как детям, так и взрослым!