Виктория Викторовна Гунькина
Опыт работы «Современные подходы при реализации регионального компонента «казачество» в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и детей, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах деятельности детей.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, так и самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности.
Современные подходы к воспитанию дошкольников
Новизна опыта заключается в эффективном комбинировании известных форм обучения детей:
- фольклорные праздники;
- видео – путешествия;
- экскурсии;
встречи с интересными людьми;
-беседы;
- чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций;
-игры: дидактические, подвижные, хороводные;
-образовательные ситуации;
- продуктивные виды деятельности, способствующие воспитанию нравственно-патриотической личности дошкольников через изучение культуры казачества.
Педагог использует образовательный потенциал каждого вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и развития детей. Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно- исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности:
-комбинированные занятия;
-комплексные занятия;
-интегрированные занятия.
Неоспоримое значение, имеет четкое построение предметно – пространственной развивающей образовательной среды. С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в ДОУ был создан казачий уголок. Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования развивающей предметно пространственной среды.
В нашем уголке дети могут познакомиться с укладом семейного быта казака, жизнью, традициями и обычаями казаков.
На стендах постоянно обновляется информация, актуальность имеет большое значение (например, 2023 год был посвящен 270 - летию со дня рождения атамана Матвея Ивановича Платова, а 2024- год Семьи)
Роль детской деятельности в нравственно-патриотическом воспитании
Как в совместной деятельности педагога и детей, так и в самостоятельного ознакомления, закрепления своих знаний
в уголке по казачеству есть иллюстрированные тематические альбомы, сборники загадок, пословиц, серии сюжетных картинок, для составления рассказов.
Наша работа с детьми, включает в себя все виды детской деятельности и осуществляется через разнообразные формы:
- игры (подвижные, хороводные, народные)
-дидактические игры
-Мероприятия, досуг, праздники, развлечения,
музыкальные и театрализованные представления.
Огромное значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников
Возложение цветов к памятнику совместно с родителями, семейные праздники, пополнение казачьего уголка, участие в акциях, конкурсах семейного творчества, творческие мастер классы для родителей и детей
Важная составляющая нашей работы с детьми сотрудничество с социо- культурными учреждениями, совместное проведение мероприятий, как праздник для наших детей. Ведь это, всегда, интересные встречи, живое общение, яркие эмоции.
Встреча дошкольников с настоящими героями, патриотами своей страны.
Для этой встречи воспитанники совместно с педагогами приготовили рисунки - "Письмо герою". Воспитанники с гордостью протягивали руки для рукопожатий, обнимали воина, так они прониклись к нему уважением - это было очень трогательно и волнительно до слез.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд.
Благодаря этому виду деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Совершенствуются процессы запоминания, развивается мелкая моторика. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое и интеллектуальное развитие.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям донского казачества, мы организуем видео путешествия, онлайн экскурсии с использованием современных технологий, что позволяет сделать любое занятие или беседу более интересной и продуктивной.
Проведение акций.
Участие в субботниках в рамках акции «Мы за чистоту родных улиц»
помощь детей в посильном общественно-полезном труде; воспитание уважения к труду, любви к своему дому, саду, хутору и родному краю.
Участие в экологических и социально - значимых акциях "Братья наши меньшие", «Накорми птиц», «Синичкин день», где дети с родителями приносили корм для бездомных животных и птиц
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Заключение.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через все виды деятельности являются эффективным и перспективным инструментом, способствующим формированию гражданской и патриотической позиции, духовно-нравственных ценностей, исторических и национально - культурных традиций.
Впереди у нас кропотливая, но необходимая и интересная работа.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью.