Бердова Елена
Современные образовательные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Современные образовательные технологии в ДОУ» размещена в разделах
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ»
технологии предметно – развивающей среды
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)
подвижные и спортивные игры
контрастная дорожка, тренажеры
стретчинг
ритмопластика
релаксация
Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
бассейн
точечный массаж (самомассаж)
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Игротренинги и игротерапия
Занятия из серии «Здоровье»
Коррекционные технологии
технология коррекции поведения
арттерапия
технологии музыкального воздействия
сказкотерапия
технология воздействия цветом
психогимнастика
фонетическая ритмика
Педагог (воспитатель ДОУ, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:
1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2. Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5. Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.
6. Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7. Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
- точечный массаж
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Поставленные цели успешно реализуются на практике.
Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
Подвижные и спортивные игры.
Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксацию.
Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
Гимнастика для глаз.
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая.
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
Гимнастика корригирующая и ортопедическая.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
1. Укажите новые формы дошкольного образования
Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ
2. Конвенция о правах ребенка
Обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесСА
3. Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования?
Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.
4. Личностно - ориентированная модель построения педагогической работы с детьми определена в:
Концепции дошкольного воспитания
5. В каком году была утверждена Концепция дошкольного воспитания
1989 году
6. Современный этап дошкольного образования характеризуется
Вариативностью существующих программ и технологий
7. Какая из перечисленных программ является комплексной
Детство
8. К образовательной программе ДОУ предъявляется определенное требование:
Все ответы верны
9. На основании санитарно - эпидемиологических правил и норм Сан ПиН 2.4.1. 1249-03 продолжительность занятий для детей 5-го года жизни (средняя группа) не более:
20 минут
10. 10. Количество занятий в неделю для детей 6-го года жизни (старшая группа) не более:
15
11. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства - участники Конвенции ООН о правах ребенка?
Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав
12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в котором закреплены новые вариативные модели дошкольного образования было утверждено :
В 2008 году
13. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11.02.02г.) исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит:
Семье
14. Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики.
научно обосновать технологию и методику образовательно-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;
15. Дайте определение понятию "образование".
процесс и результат обучения
16. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались
В. Г. Алямовская, М. Ю. Кистяковская, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Кожухова, Э. Г. Степаненкова, С. Е. Шукшина
17. Дайте определение понятию умственного восПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей;
18. Назовите новые формы дошкольного образования.
группы кратковременного пребывания детей в ДОУ.
19. Какие уровни управления дошкольным образованием
существуют на современном этапе?
федеральный;
20. Чем определяется комплектование возрастных групп и ДОУ?
типом образовательного учреждения и видом дошкольных образовательных учрежДЕНИИ
21. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.
двигательная активность
22. На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?
на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;
23. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников
на моделирование предметов окружающего мира;
24. Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников?
согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОУ;
25. Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования?
Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.
26. Дайте определение понятию эстетического воспитания дошкольников.
организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и ис-кусстве.
27. Найдите верное утверждение.
охрана жизни и укрепление здоровья ребенка - это задача физического воспитания;
28. Кто из современных педагогов раскрывает особенности конструктивной деятельности детей?
А. Н. Давидчук;
29. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?
умением педагогически мыслить
30. Выделите одно из основных направлений годового план работы дошкольного образовательного учреждения.
анализ деятельности учреждения за прошедший учебный год
31. Кто из педагогов и психологов рассматривал игру с позиций психологической теории деятельности?
А. В. Запорожец;
32. Выделите понятие, характеризующее один из этапов педагогической деятельности.
изучение воспитанников и определение задач воспитания
33. В чем выражается преемственность работы ДОУ и школы? Вычлените неэффективное условие.
необходимость согласования программ обучения и воспитания в смежных звеньях непрерывной системы образования;
34. Кто в отечественной педагогике разрабатывал проблему сенсомоторной готовности дошкольников к школе (в т. ч. леворуких детей?
М. М. Безруких.
35. Педагогическое мастерство - это:
Высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
36. Педагогический мониторинг - это:
Постоянное отслеживание состояния педагогической системы принятия управленческих решений, её функционирование и развитие.
37. К индивидуальным формам методической работы относятся:
Наставничество.
38Какой из документов определяет специфику организации учебно - воспитательного процесса в конкретном ДОУ с учётом стандарта дошкольного образования :
Образовательная программа
39. Председатель Совета педагогов
Избирается Советом педагогов
40. Важная функция управления, которая обеспечивает систематическую рациональную и эффективную работу всех подразделений ДОУ:
Планирование.
41. Назовите виды детской деятельности адекватные дошкольному возрасту в соответствии с ФГТ:
Игровая
Коммуникативная
Трудовая
Познавательно-исследовательская
Музыкально-художественная
Восприятие художественной литературы
Продуктивная
42. Выберете исследовательские методы обучения в работе с детьми по экологии:
Наблюдение
Экспериментирование
43. С чем из ниженазванного больше всего интегрируется художественная деятельность?
Музыка
44. Форма и средство общения людей, как основной источник развития языка -
коммуникация
45. Назовите формы работы с детьми и детской деятельности по образовательной области "Чтение художественной литературы"
ЧТЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЕ РАЗУЧИВАНИЕ
46Назовите виды связной речи, формирование которых предполагает образовательная область "Коммуникация" МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ
47. Какова роль воспитателя в организации самостоятельной творческой деятельности детей?
Организация предметно-развивающей среды
48. Какая деятельность является самой продуктивной по формированию здорового образа жизни :
совместная деятельность воспитателя и детей
49. Главная цель образовательной области физическая культура является:
формирование у детей интереса к физической культуре
50. Добавьте пропущенные образовательные области по ФГТ :
(Перечислите их через запятую)
Физическая культура,
Здоровье,
___БЕЗОПАСНОСТЬ ___,
___СОЦИАЛИЗАЦИЯ___,
__ХУД ТВОРЧЕСТВО___,
Труд,
Познание,
Коммуникация,
Чтение художественной литературы,
Музыка.
.