Лучший педагог года

Современные методы поддержки детской инициативы в условиях ФГОС до с использованием интегрированной технологии развития

Лиза Автаева
Современные методы поддержки детской инициативы в условиях ФГОС до с использованием интегрированной технологии развития
▼ Скачать +Заказ

Дошкольное образование нацелено на поддержку возрастающей инициативы ребенка и опирается на нормативную картину развития ребенка-дошкольника, в которой определены следующие сферы инициативы : творческая; инициатива как целеполагание и волевое усилие; коммуникативная; познавательная [7].

Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в различные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая и регулирующая функция речи).Инициатива как целеполагание и волевое усилие выражается в стремлении ребенка включиться в процесс деятельности («Хочу лепить, рисовать, строить») без ясной цели – он поглощен самим ходом, а окончание процесса определяется исчерпанием материала или же времени. Называние продукта деятельности может возникнуть после завершения процесса (предварительная определенная цель не формулируется). Познавательная инициатива : ребенок отмечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного начального состояния); неоднократно повторяет действия, поглощен процессом.

Публикация «Современные методы поддержки детской инициативы в условиях ФГОС до с использованием интегрированной технологии развития» размещена в разделах

Коммуникативную инициативу характеризует, преждевсего, само дискурсивное взаимодействие личностей и их стратегий вконкретном коммуникативном эпизоде, где участники общения и самдискурс – это одна единая сущность. Коммуникативная инициатива дошкольников (включенность ребенка в кооперацию со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи). Коммуникативная инициатива состоит в его возможности обращаться к партнеру по собственной инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить. Она имеет возможность переходить от одного члена беседы к другому, причё м подобный переход имеет возможность реализовываться различными способами:без борьбы, произвольно, по воле человека, владевшего инициативой,или же в конкурентной борьбе, вопреки его воле и т. п. Всё это, естественно, формируется в дискурсе.

Познавательная инициатива– любознательность (включенность в экспериментирование, в несложную познавательно-исследовательскую работу, где развиваются возможности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные отношения).Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

Познавательная инициатива – это исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, намеренные действия по овладению знаниями, умениями и навыками, их использованию и преобразованию в ходе решения всевозможных личностно важных задач.

Познавательная инициатива присуща ребенку уже в период появления первых вопросов «Почему?», то есть в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок стремится постигнуть суть понятий и явлений окружающего мира. Тем не менее, это личностное проявление не получает достаточного развития в школе, а далее и в вузе, где, несмотря на декларирование инициативы и творчества в обучении, реально не создавалось для этого необходимых условий. На практике ограничивались продуцированием исполнительных учащихся[7].

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Творческая инициатива ребенка проявляется в активном развертывании нескольких связанных по смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит от наличной игровой обстановки [11, c.41].

Творческая и познавательная инициативы лучше всего формируются в игровой деятельности.

Программы дошкольного образования довольно точно очерчивают инициативность в игровой деятельности. Например, в соответствии с программой «Истоки», авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др., в «Содержательном разделе» считают в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе темы игр, в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и претворении в жизнь самостоятельной продуктивной деятельности.

А в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он имеет возможность выбрать дело по собственному желанию, подключиться к беседе, предложить увлекательное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности[10, с. 16].

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в разделе «Целевые ориентиры» говорится о том, что дети старшего дошкольного возраста проявляют инициативу в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности[3].

И. Е. Федосова, автор программы «Вдохновение», считает, что ребенок к семи годам проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности; способен избирать себе род занятий, участников по совместной деятельности[11].

РАЗДЕЛ II. Способы и направления поддержки детской инициативы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования [1].

Рассмотрим способы и направления поддержки инициативы согласно п. 2.11.2-6 ФГОС ДО.

Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей

1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.

2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.

4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Эффективные формы поддержки детской инициативы

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Проектная деятельность.

3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.

4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой природы.

5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы

3-4 года

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :

• Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.

• Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем дости-жениях.

• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

• Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.

• Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.

Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.

• В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.

• Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.

• Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

• Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, досто-инств и недостатков.

• Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в рав-ной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4- 5лет

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :

• Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.

• Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»,

• Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку

• Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.

• Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.

• Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязы-вать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

• Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий : дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.

• Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

• Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

• Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5- 6лет

Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :

• Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в рав-ной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.

• Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

• Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обра-щать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).

• Создавать условия для разнообразной самостоятельно-творческой дея-тельности детей.

• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

• Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.

• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет

Приоритетная сфера инициативы – научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы :

• Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновре-менным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вари-антов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

• Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетент-ность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

• Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

• Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой дея-тельности детей.

• При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

• Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

В исследованиях Т. Алиевой и Г. Урадовских описываются следующие способы поддержки детской инициативы :

• сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств;

• игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели;

• совместное (дети и родители) сюжетосложение с элементами режиссуры;

• коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов);

• организация среды, задающей структуру партнерских действий и взрослых детей;

• проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

Задачи, решаемые в ходе работы с мобилем в ДОО:

- уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с дошкольниками;

- эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач;

- самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС ДО (Приложение 4).

Ожидаемые результаты развития детской инициативы посредством новых педагогических технологий

• Ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников.

• Ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе и сортировке информации.

• Ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

• Ребенок овладеет умением отмечать новые предметы в окружении и проявлять интерес к ним; активно обследовать вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулировать, разбирать - собирать, без попыток достигать точного начального состояния).

• Ребенок научится решать свою собственную задачу, а не ту, которую перед ним поставил взрослый.

• Ребенок овладеет умением самостоятельно собирать и структурировать информацию и др.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективыСовременные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные методы поддержки детской инициативы в условиях ФГОС до с использованием интегрированной технологии развития
Опубликовано: 8 июня 2023 в 14:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные методы поддержки детской инициативы в условиях ФГОС до с использованием интегрированной технологии развития» (включая файлы) размещена пользователем Лиза Автаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД