Толстогузова Марина Александровна
Социально-значимые акции как один из эффективных инструментов работы педагога по воспитанию юного гражданина
▼ Скачать + Заказать документы
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)
«Социально-значимые акции – один из эффективных инструментов работы педагога по воспитанию юного гражданина»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Толстогузова М. А.
г. Ханты-Мансийск, 2023г.
Публикация «Социально-значимые акции как один из эффективных инструментов работы педагога по воспитанию юного гражданина» размещена в разделах
С внедрением ФГОС, требования к дошкольным организациям значительно изменились. Как и требования к организации педагогического процесса. Сейчас всё больше появляется инновационных технологий, которые направлены на развитие сферы дошкольного образования.
«Социальные акции» — одно из направлений позитивной социализации дошкольников.
Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребёнок способен изменить в лучшую (худшую) сторону своё окружение, свой мир!
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребёнка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме и вовлечь в совместную деятельность.
Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, дате, какому-либо событию.
Задача: привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.
Проводятся подобные мероприятия в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Социальные акции бывают различной направленности:
- помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Милосердие», «Помоги другому»);
- экология («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Посади дерево», «Вредный целлофан», «Батарейки сдавайтесь», «Добрые крышечки», «Красная книга природы»);
- окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Вторая жизнь игрушек», «Книжка заболела»);
- значимые даты и праздники («Завтрак для мамы», «Для любимой мамочки», «День рождения А. С. Пушкина», «Свеча памяти», «Победа глазами детей», «День Победы», «Окна Победы», «Голубь мира», «Голубь Победы», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк», «Новогодние окна», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Алгоритм организации Акции.
• Определение темы, цели и задач Акции.
• Формирование творческой группы (ответственные за организацию и проведение Акции). Подбор методов и форм проведения.
• Определение сроков проведения (краткосрочная или долгосрочная акция).
• Составление плана проведения Акции (план мероприятий).
• Проведение мероприятий Акции.
• Подведение итогов в творческой группе.
Основные этапы социальной акции:
Подготовительный (организационный) этап. Осознанное отношение к делу и действиям. При разработке и подготовке акции следует определить: на решение какой социально-педагогической проблемы акция направлена, кто является её целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать
форму проведения мероприятия.
Основной (практический) этап – реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
Аналитический (итоговый) этап. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение её дальнейших перспектив. Например, при составлении итогового отчёта о проведении социальной акции, педагог анализирует:
- удачные и неудачные моменты её проведения;
- совпали ли цель акции и её результаты;
- соответствовала ли цели акции форма проведения.
Необходимо определить перспективы акции: нужно ли её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
Принципы социальной акц
ии:[/b]
• системность, последовательность – это обязательная черта акции;
• согласованность - все мероприятия должны проходить на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность;
• мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада;
• отсутствие духа соревнования - участники должны быть настроены на получение удовольствия от совместного дела, а не получения лучшего места в рейтинге;
• безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло на территории парка или на берегу реки.
Результат проведения социальных акций в ДОУ:
• накопление детьми разнообразного практического социального опыта;
• в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными в своём поведении;
• в привычных условиях дети действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий;
• дети старшего дошкольного возраста понимают сущность своего «Я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.