Прохорова Ирина
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
ДОКЛАД
на педагогический совет
по теме: «Знакомство дошкольников с основами экономики
через сказку»
Тема доклада: "Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников"
Доклад подготовлен с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Подготовила:
воспитатель Прохорова Ирина Станиславовна
2020г.
Тема: Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников
Публикация «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Цель: содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов через сказку
Задачи:
- актуализировать знания педагогов об экономическом воспитании дошкольников;
- научить применять сказки в работе с детьми в процессе формирования экономического мышления;
- представить педагогам картотеку сказок с экономическим содержанием.
Технологии: информационно-коммуникационные технологии
Сл. 1-2. Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть
через сказку. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.
Сл. 3. Сказка естественным образом помогает выявлять, формировать, развивать иреализовывать творческий потенциал личности, ее образное и абстрактное мышление. Способность сказки «приглашать к сотрудничеству», становиться соавтором сказочного текста, также способствует проявлению и развитию творческих способностей личности.
Сл. 4. Народные сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.). Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего
дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию,
больше по объему. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно –познавательные навыки.
Сл. 5. Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
Сл. 6-7. сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» (Л. Толстой «Приключения Буратино»);
Сл. 8. сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Мохнатый, крылатый да масляный», «Вершки и корешки», "Иван-Царевич и Серый Волк", "Сказка о рыбаке и рыбке" и т. д.);
Сл. 11. сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка»);
Сл. 13. сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. («Сказка о рыбаке и рыбке", "По щучьему велению")
Сл. 15. сказки, которые знакомят с понятием реклама ("Как старик корову продавал", "Новое платье короля")
Сл. 16. сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства («Морозко»);
Возможности применения сказок экономического содержания педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях
(математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности
взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в
свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам
сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В.
Катаев «Дудочка и кувшинчик» помогают понять такое трудное
экономическое понятие как «бартер».
А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка- сестричка и серый
волк» усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль»,
затем самостоятельно в игровой деятельности выполнять простейшие
операции для получения выгоды, определять выгодность сделки.
А вот в сказках Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в
сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» дети хорошо усвоят
необходимость рекламы для реализации продуктов труда (товары, услуги).
Таким образом, в процессе экономического воспитания у детей
формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость,
равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство
собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться
проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый
интерес к деньгам, умение тратить их на нужные покупки, развивается речь,
обогащается запас слов в лексиконе.