Получи документы

Доклад «Семейные ценности»

Галина Давыденок
Доклад «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционные семейные ценности – неизменная основа формирования культуры современного общества и личности.

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда,

везде хранит меня…»

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Публикация «Доклад „Семейные ценности“» размещена в разделах

Рассматривая семью как основной фактор, влияющий на формирование личности каждого человека, необходимо также отметить ее психологическое значение, т. к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются :

- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

- режим семейной жизни;

- содержание деятельности каждого члена семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Необходимо признать, что сегодня семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для многих молодых людей. Построение семьи перестало рассматриваться как главная задача каждого человека, как причина, вдохновляющая его к труду, осмыслению и полному изменению своей жизни Социальные катастрофы привели к такой ситуации, когда даже в существующих семьях утрачены основные навыки совместной жизни. Разрушение традиционных связей родителей с детьми, разрушение статуса семьи,принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению.

Динамичная и порой непредсказуемая социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.

В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально - политической, семейно - бытовой, социально - культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально - культурные,

семейно - бытовые и т. п.

Традиция – то, что держит равновесие жизни. Каждый тип культуры создает свой тип общения людей. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Но в принципе, традиции - явления, которые медленно эволюционируют.

Когда речь идет о семейно - бытовой сфере, чаще употребляются слова «обычай» или «обряд», которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Особо хочется отметить, что усвоение традиций способствует формированию у детей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения, т. к. выполняют познавательную и воспитательную функции.

Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико.

Во - первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей.

Во - вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи

В проявлении некоторых семейно - бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например, неотъемлемой частью современной культуры является возрождение некоторых народных праздников (Широкая Масленица, Пасха и др.).

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является

постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно - бытовые праздники : дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке не только в семейном масштабе, но некоторые из них - в каждой семье по - своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по - разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали,

У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику, совместно выпекают пирог.

Есть традиции по временам года. Например, каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. Осенью кормушки делают Таких традиций множество - нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.

Семья выступает важнейшим фактором формирования личности, как в отношении детей, так и в отношении супругов, т. к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. С одной стороны, семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. С другой стороны, семья создает условия для развития личности всех своих членов внутри семьи. Рождение детей вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее.

Рассматривая семью как основной фактор, влияющий на формирование личности каждого человека, необходимо также отметить ее психологическое значение, т. к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются :

- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

- режим семейной жизни;

- содержание деятельности каждого члена семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. Разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть детей отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь специалистов. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему формирования личности ребёнка.

Выход из этого положения возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений и

9

семьи, в перестройке взглядов на роль семьи, возрождению семейных традиций.

Проблемой многих современных семей является обесценивание выверенного веками понятия, как семейные ценности. Это приводит к падению социального престижа семьи, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются проблемы детства, связанные с нарушением в области формирования нравственно - духовной сферы подрастающего поколения.

Согласно содержанию Государственного стандарта образования РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для духовно - нравственного воспитания детей. Приобретенные социальные ценности, социальные требования, нормы и идеалы становятся внутренним достоянием личности, которое обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Однако, важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких

Какова же роль семейных традиций в формировании личности дошкольника?

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу

Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему - то забываем.

Смысл домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за воротами детского сада. Если большинство привычных семейных традиций несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем

Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Как же появляются и формируются семейные традиции и обычаи? Если вам хочется разнообразить жизнь своих чад и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных домашних традиций

Традиции представляются нам чем - то глобальным, чем - то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимют плечами и уверенно отвечают, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи

Таким образом, семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания дошкольника. Именно в семье индивид получает первый

жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Дети всех возрастов обожают делать веселые и радостные вещи с серьезными лицами, под чутким руководством взрослых. Подумайте, что каждый из членов вашей семьи умеет делать хорошо, и попробуйте превратить это в приятный обычай. Например, вы можете устраивать воскресный обед, который готовят абсолютно все. Каждому домочадцу доверяется приготовить определённое блюдо, за которое он уверен, а мама или бабушка могут выступать, как бессменные консультанты. Даже трехлетний малыш вполне способен испечь изумительный торт, если ему немного помочь советом.

Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, необходимо знать, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, – передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости Вселенной

Таким образом, семейные традиции – это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, принимающих статус не писанного семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи.

Публикации по теме:

«Семейные ценности в духовно — нравственном воспитании дошкольников» «Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников» Воспитатель: Настенко Галина Яковлевна «От того, как прошло детство,.

Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Ценность школы равняется ценности ее учителя. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Чебурашка» воспитатель, Пичугина Анастасия.

Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семье Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как.

План родительского собрания в 5 классе «Семейные ценности — основа школьной успешности» Гимназия № 60 Класс 5 Дата: Количество родителей___ Педагог-психолог: Чебыкина Татьяна Владимировна Кл. рук. : Кулиненко Татьяна Владимировна.

Проект «Базовые национальные ценности — моя семья» Проект реализовывался с детьми старшей группы и их родителями. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА Основным содержанием духовно-нравственного.

Родительское собрание в средней группе «Ценности семейного воспитания» Родительское собрание в средней группе "Ценности семейного воспитания"Цель: Обсудить важность семейных традиций в воспитании и развитии.

Семейные ценности и традиции в контексте современной семьи Слайд №2 Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на.

Семья. Традиционные семейные ценности. Вы когда - нибудь спрашивали своего ребёнка, что он любит больше всего на свете? Мы спросили об этом детей и получили интересные ответы.

Формирование ценности здорового образа в ДОУ Здоровыми, веселыми, умными, активными – такими хотят видеть своих детей родители и, именно, такими хотят видеть своих воспитанников педагоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Семейные ценности»
Опубликовано: 19 января 2017 в 12:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Семейные ценности»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Давыденок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД