Елена Яковлева
Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
4 слайд Конечно же, значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. Исследования показали, что ЭИ ребенка становится следствием проявления навыков ЭИ родителей, а не их личного (детского) опыта родителей.
Публикация «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка» размещена в разделах
Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые.
Опыт дошкольника может быть очень разным:
- Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости.
- Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
- Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми
- Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно :
- эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей.
- представление родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием : усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям;
- личные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем.
- важно, чтобы родители замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена.
- необходимо привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи : уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и т. д. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы,
- очень важно родителям осознавать роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
6 слайд
Игра «История одного шарика»
Цель игры: научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
1. Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
2. Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями :
3. - ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.
4. Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь.
8 слайд
Игра «Выдумки»
Игра-упражнение на развитие чувств и эмоций, умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Изображают:
горькое лекарство;
кислый лимон;
грязная салфетка;
красивую игрушку и т. д.
9 слайд
Игра «Представь и покажи»
Разыгрывание сюжетов из жизни. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.
10 слайд
Игра «Создай себе настроение»
Здесь можно заранее предложите ребёнку составить список действий, которые могут его развеселить. Например, корчить забавные рожицы перед зеркалом, нарядиться в мамины или папины вещи, изображать весёлых зверушек и пр.
11 слайд
Игра «Изобрази»
Цель игры: научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние персонажей, развивать чуткость и воображение. С помощью специальных карточек с изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.
12 - 14 слайд
На каждую тематику в работе с родителями у нас разработан цикл памяток и рекомендаций