Рымарь Анна Сергеевна
Роль участников образовательного процесса в реализации инклюзии
▼ Скачать + Заказать документы
Общеобразовательная школа сегодня должна осуществлять те функции, которые осуществляла только специальная школа:
-гарантировать физическую и социально-психологическую безопасность,
- обеспечивать специальными дидактическими средствами,
- создавать для всех детей, пришедших в школу получать образование, в том числе и с ОВЗ, условия, необходимые для их личностного роста и реализации своих возможностей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2024
Развитие и образование ребенка тесно взаимосвязаны, именно поэтому особая значимость в осуществлении инклюзивного образования придается комплексному индивидуальному сопровождению развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ для его адаптации и дальнейшей самореализации в социальном пространстве.
В образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование необходима работа внутришкольного психолого-медико-педагогический консилиума для создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями в условиях общеобразовательного класса.
Консилиум – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих диагностику развития, обучения и адаптации детей с ОВЗ, коррекцию имеющихся недостатков в развитии учащихся, консультирование и просвещение всех участников образовательного процесса в решении задач инклюзивного образования.
В работе школьного консилиума должны принимать участие : руководитель консилиума, врач-педиатр, врач-психиатр, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
На заседаниях консилиума специалисты анализируют диагностические данные, и каждый по своему направлению планирует коррекционную работу. Все направления коррекционной работы суммируются и собираются в индивидуальную комплексную коррекционно-образовательную программу, составляемую на каждого ребенка с ОВЗ. Данная программа отражает направления диагностической и коррекционной, профилактической и реабилитационной работы педагогов и родителей.
Основные направления деятельности специалистов консилиума и соответствующие им виды консилиумов:
Диагностический консилиум - проведение анализа результатов диагностического обследования ребенка каждым специалистом и выработка рекомендаций по его дальнейшему сопровождению.
В начале, середине и конце учебного года диагностический консилиум проводится по результатам углубленного обследования ребенка и расширенным составом специалистов. Основываясь на нормативных документах, каждый специалист дает краткую характеристику каждому обследованному ребенку по своему профилю деятельности. По результатам диагностических мероприятий на консилиуме составляется коррекционно-образовательный маршрут по предложенному плану персонально для каждого ребенка.
Аналитический консилиум - посвящается анализу результативности коррекционной работы с ребенком и при необходимости корректировке образовательного маршрута и режима обучения
Во время этого консилиума происходит не только обмен информацией, но и заполнение различной учетно – отчетной документации, индивидуальных карт, анализируются контрольные и самостоятельные работы, выполненные детьми. Особое внимание уделяется сопоставительному анализу детских работ, выполненных учащимися в разных условиях обучения – в ходе групповой и индивидуальной работы, на занятиях со специалистами.
Проблемный консилиум - на него приглашается учитель, и команда специалистов обсуждает проблемы, возникшие в обучении, воспитании ребёнка, с целью выработки рекомендаций для педагога.
К специалистам консилиума родители приходят для решения конфликтных ситуаций, связанных с развитием и поведением ребенка в семье и школе, с просьбой об оказании коррекционной помощи детям, не имеющим психофизических нарушений, но испытывающим трудности в обучении и др.
Методический консилиум нацелен на подготовку материалов для проведения консультаций, самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности специалистов.
Контрольно-корректировочный консилиум - изменение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов и режимов. обсуждается насколько успешно или проблематично происходит развитие, обучение ребенка, выясняются причины неуспешности, трудности в проведении каких-либо коррекционных мероприятий.
С учетом предложений каждого специалиста происходит корректировка образовательных маршрутов.
Итоговый консилиум - проводится по итогам обучения детей в конце четверти, в конце учебного года. Заседания консилиума проходят в расширенном составе: приглашаются родители, педагоги и администрация образовательного учреждения.
Собранные материалы, протоколы, карты, детские тетради, рисунки и творческие работы тщательно анализируются, сравниваются, обобщаются, таким образом подводятся итоги сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.
Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия специалистов (врачей, учителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов) и родителей, направленные на решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Консилиум - это одно из важных условий реализации на практике инклюзивных подходов в обучении детей с ОВЗ, это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию оптимальной модели оказания специальной коррекционно-педагогической в условиях инклюзивной школы.
Список используемой литературы:
Будникова Е. С., Резникова Е. В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации [Текст] : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017. - 110с.