Папки-передвижки

Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Разия Айтушева
Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л. Н. Толстой

Семья, семейные ценности и традиции по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

В наиболее распространенной трактовке термин семья означает союз людей, объединённых близкими кровно-родственными связями, духовно-мировоззренческой и бытовой общностью, основанный на браке мужчины и женщины и совместном воспитании ими детей.

Публикация «Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни.

Важно заметить, что совокупность семейных отношений в различные периоды человеческой цивилизации всегда представляла собой иерархическую структуру со строго регламентированными семейными позициями и выполняемыми семейными функциями : мужскими — женскими, родительскими — детскими, братскими — сестринскими, сыновьими — дочерними, старшими — младшими членами семьи и пр. Установленная иерархия отношений позволяла избегать внутрисемейных противоречий и конфликтов, выступая тем самым основой семейных ценностей и традиций.

Понятие «семейные традиции» обычно ассоциируется со старинными родами, большими семьями, жестко установленными правилами и старинными обычаями. На самом деле семейные традиции — это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. .Они могут выражаться в обычаях, ритуалах, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом. В целом, к традициям семьи можно отнести манеры поведения, общения друг с другом, способы распоряжения средствами, способы воспитания детей.

Бесспорно, что семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Исследование семейных традиций населения России должно учитывать культурно-исторический контекст. За последнюю сотню лет в стране произошло так много социальных, политических и экономических трансформаций, что из семейных традиций нам остался едва ли не только лишь семейный отдых, а члены большинства семей практически не поддерживают семейных традиций.

Семейные традиции играют большую роль в развитии, укреплении и сохранении крепких семейных уз. Семья – это главное место, где происходит развитие детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т. д.

Традиция – от латинского «передача», означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д.

Семейные традиции предоставляют большую возможность для формирования у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних чувств, отношений, чтобы в результате подражания положительным примером поведения они закреплялись в конкретных поступках и действиях.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представлениям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к родителям, и к детскому саду.

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

Дети должны усвоить такие понятия как:

родство,

родословная,

забота,

любовь,

уважение,

преданность,

миролюбие,

уступчивость,

благодарность.

Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья. С ранних лет у детей необходимо формировать представления о хорошей, дружной семье; учить тому, что создать крепкую семью - это ежедневный труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом - умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов.

Ничто так не объединяет семью как традиционные праздники, когда вся семья собирается вместе. Семья является благоприятной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это вызвано в первую очередь тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический коллектив, который основывается на близких, доверительно-интимных отношениях между супругами, родителями и детьми. Уже в первый период жизни дошкольника семья оказывает воздействия на его сознание и чувственную атмосферу.

Возможности эти кроются во многом: в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, в глубочайших чувствах родительской любви; во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств, для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, своей Родины.

В-третьих, в семье ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.

Дети растут, и наступает момент, когда они интересуются тем, как прожили жизнь их дедушка и бабушка, мама и папа. На этот и многие другие значимые для ребенка вопросы нельзя не дать ответа, так как в них – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у детей, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны прадедушка?», «Как он погиб?». С этими и десятками других вопросов ежедневно сталкиваются сотни родителей.

Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Для того чтобы гордиться его достижениями и в будущем подражать ему. Тем самым продолжать семейные дела и обогащать семейные традиции.

В воспитании патриотических чувств нельзя недооценивать совместные путешествия детей и родителей. Во время путешествия те и другие знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Уважение к культурному наследию других народов – это одна из форм проявления внутренней культуры человека, богатства его духовного мира.

А сейчас хотелось бы познакомить вас с примерами традиций и обычаев семей нашей группы :

На слайде семья Востриковых совместно составили генеалогическое семейное дерево. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Составление древа способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Это помогает детям, да и их родителям глубже понять:

- корни каждого в истории и традициях семьи;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства;

- семья – хранительница национальных традиций.

- традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к

старшим, любовь, доброта.

На этих слайдах совместное проведение досуга семьи Ямиловых, семьи Шестаковых, семьи Бесменовых. Совместные часы досуга формируют первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; помогает сплочению детей и родителей, созданию благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, развивает коммуникативные качества ребенка - свободное общение с взрослыми и детьми. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.

Этот слайд показывает нам экскурсии по родному городу, поездку на природу семьи Щегловых Для детей это необыкновенное приключение, а родителям – отвлечение от повседневных будней, возможность освежить свои чувства, насладиться природой. Эти совместные часы помогают детям увидеть красоту родного города, родной природы, воспитывает в них чувство гордости и радости, желание быть защитником этой красоты.

А на этом слайде празднование дня рождения Вероники Коваленко с семьей и родственниками. Это одно из самых знаменательных событий в жизни ребенка. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи; приносит радость, настроение, предвкушение праздника взрослым и детям. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. Семейные традиции празднования дня рождения несут:

• позитивные эмоции (нет ничего приятнее, когда родные люди заботятся друг о друге);

• формируют детский характер (модель поведения родителей, отношение друг к другу всех членов семьи так или иначе будет применена ребенком во взрослой жизни);

• сближают всех членов семьи (свои собственные, неповторимые традиции укрепят отношения всего семейства друг с другом)

• несут уверенность в том, что все идет своим чередом (ребенок чувствует, что его по-прежнему любят и что так будет всегда)

• учат быть галантными (дети начинают понимать, что в день рождения принято дарить цветы, подарки, говорить пожелания).

Народные традиции в семье - почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк». На слайде эту традицию чтит семья Щегольковых. Следуя им, в ребенка закладывается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.

Соблюдение семейных традиций дает ребенку ощущение стабильности, защищенности и безопасности; оказывает огромную роль в усвоении ребенком общественных норм, моральных и нравственных ценностей; развивает общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника необходимо осуществлять во взаимодействии с семьей, бережно используя ее традиции, что позволит осуществить основную и важную задачу – формирование личности ребенка.

Таким образом, семейные традиции и ценности представляют большую возможность для формирования у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних чувств, отношений, чтобы в результате подражания положительным примером поведения они закреплялись в конкретных поступках и действиях.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольниковСетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников «Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического, духовного воспитания и этнокультурного наследия дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 19:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Разия Айтушева (УИ 602548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД