Екатерина Бардамова
«Речевой дворик». Наглядно-игровое средство
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Энциклопедический словарь она относит ее к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом процессе. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.
Публикация «„Речевой дворик“, Наглядно-игровое средство» размещена в разделах
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой - дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучение становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Предлагаемые наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам с ОНР, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания. Содержание каждой игры способствуют развитию всех высших психических функций (памяти, мышления, речи).
Актуальность темы:
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого- педагогический подход предполагает учет соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребенка. Нарушения речевого развития могут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную степень проявления. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевого нарушения. Я считаю, что в этом и заключается актуальность моей работы.
Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.
Практическая значимость заключается собранных мною игровых упражнений, заданий, с помощью речевого дворика направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников. Данный практический материал можно использовать на логопедических занятиях для детей младшего дошкольного возраста с задержкой в речевом развитии. Дидактические игры также выборочно можно применять в группах для детей с нормально развивающейся речью.
Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.
Цели и задачи:
Разработка комплексного подхода к развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Здесь надо отметить определенное противоречие: с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой – ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.
Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.
Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если использовать на занятиях специально подобранные дидактические игры, речевые ситуации и развивающие упражнения (этого же плана, то можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.
Описание игрового панно
Данное панно представляет собой дворик. Методом аппликации изображены разнообразные сюжеты, которые соответствуют лексическим темам годового плана: «Домашние животные», «Дикие животные» «Насекомые», «Лес и его жители», «Природа». Кроме того, по каждой лексической теме изготовлено много мелких деталей, которые хранятся здесь же в специальных кармашках: разнообразные животные, насекомые и. т. д. На панно много объектов; их можно назвать, объяснить предназначение, указать взаимное расположение. Назвать цвета и оттенки, размеры объектов, использовать относительные прилагательные. Считать сколько объектов, назвать последовательность чисел (первый, второй).
Моторика рук
Для развития мелкой мускулатуры рук и формирования пространственного воображения соединение различных деталей осуществляется с помощью разнообразных застежек: крючков, бантиков, липкой ленты, шнуровки (шнуров, которые продевают через многочисленные специально вшитые петли, пуговиц и пр. Тому же способствует и необходимость достать многочисленные мелкие предметы из кармашков, положить их в нужное место, использовать их как предметы-заместители в развивающей игре.
Развитие детей - параллельно при работе с панно идет познавательное развитие, пополняется багаж их математических, природоведческих и социальных знаний
Познавательное:
• Ориентировка в пространстве, времени;
• Формирование естественно - научных представлений;
• Обогащений знаний об окружающем мире.
Умственное:
• Самостоятельное сочинение сюжетов и рассказов;
• Варьирование событий; развитие творческих способностей;
Речевое :
• Обогащать словарь;
• Описание отдельных объектов, деталей;
Эмоциональное:
• Восприятие ярких красок, возможность действовать самостоятельно.
• Моральное удовлетворение, радость от процесса творчества и самостоятельного успеха
Методика работы
Заключается в том, что ребенок берет игрушки и придумывает на их основе любой сюжет, любые события. Он рассказывает об этом логопеду, а тот выступает в качестве заинтересованного собеседника, поддерживающего разговор. Соединяя и комбинируя разные детали панно, ребенок может проявлять творческий подход и каждый раз придумывать новые сюжеты. (Приложение)
Дидактическое панно «Речевой дворик» особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами (зрительные и слуховые анализаторы, органы обоняния и осязания, вестибулярный аппарат и др., активизирующими мозг. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает информацию в центральную нервную систему. Дети непосредственно выполняя интересные и полезные задания, научатся рассуждать и фантазировать, учат и закрепляют навыки счета, обогащают связную речь, а также у них развивается зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое и образное мышление.
Разговор должен базироваться на общении, для чего нужны интересная тема разговора и активный собеседник. Речевой центр должен все время находиться в состоянии устойчивого возбуждения, для чего ребенку разрешается говорить в удобном для него, естественном темпе и ритме, и параллельно создается возбуждение соседних двигательных центров (особенно центров кистей рук). Ребенку надо иметь интересную тему разговора, в которой он чувствует себя достаточно подготовленным.
Заключение.
Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Совершенствование речи дошкольников осуществляется с помощью изготовленного мною дидактического панно «Речевой дворик», которое позволило объединить речевое, моторное и познавательное развитие детей. Представленные дидактические игры помогут детям рассуждать и фантазировать, учат и закрепляют навыки счета, обогащают связную речь, а также у них развивается зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкая моторика рук, логическое и образное мышление.
Дидактическое панно «Речевой дворик» реагирует на влияние окружающей среды и передает информацию в центральную нервную систему. Сенсорный поток основной фактор, обеспечивающий созревание мозга ребенка и предопределяющий развитие его поведения и психики.
Приложение 1
Игра № 1 «В мире животных»
Цель: Обобщить знания о диких животных, о среде их обитания, совершенствовать речевые высказывания; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.
Описание игры: Рассматриваем животных, находим среду их обитания, застегиваем пуговицы, вешаем животных на крючок.
Игра № 2 «Кто как говорит?»
Цель: Имитировать звукоподражание животных; развивать фонематическое восприятие, мышление, воображение.
Описание игры: Достаем животных и воспроизводить голосом (как говорит это животное)
Игра № 3 «Третий лишний»
Цель: Развивать восприятие, внимание и умение сравнивать предметы.
Описание игры: Находить на изображаемом озере третьего лишнего (рыбки, собака) и объяснить почему животное лишнее.
Игра № 4 «Волшебное дерево»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, чувственный опыт, внимание, восприятие.
Описание игры: Застегиваем листья на дерево. Учимся самостоятельно пользоваться пуговицами.
Приложение 2
Игра № 5 «Кто в домике живет?»
Цель: Обобщить знания о домашних животных, активизировать словарь, учить по словесному указанию находить предметы и назвать их.
Описание игры: Рассматриваем и называем животных, прикрепляем животных возле (магнитного) домика.
Игра №6 «У природы нет плохой погоды»
Цель: Развивать любознательность, наблюдательность и мышление, мелкую моторику рук, моделировать природные явления.
Описание игры: Дождливая погода - достаем из кармашка тучки «дождики» (бусы-капельки на ниточке).
Солнечная погода – пускаем лучики солнышка (проводим пальцами по линии ленточки).
Радуга – называть цвета радуги.
Игра № 7 «Гусеница»
Цель: Продолжать развивать мелкую моторику рук, зрительное и тактильное восприятие, знакомить с цветом; обогащать словарь.
Описание игры: Рассматриваем шарики, обследуем их рукой, называя форму и цвет; показываем как они передвигаются по спирали.