Светлана Воловик
Развитие начальной социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воловик Светлана Валентиновна,
педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Энгельса Саратовской области.
Развитие начальной социальной компетенции
у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Развитие начальной социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей — философии, социологии, психологии, педагогики и др. Проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, где речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее становления, условий и механизмов формирования. Отсюда развитие выступает как форма социального развития ребенка, становление его как существа социального.
Впервые это понятие было описано в конце 40-х — начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.).
"Социализация раскрывается через понятие "адаптация" (Т. Парсонс, Р. Мертон).
С помощью понятия "адаптация" социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению. (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс). Интенсивная разработка теоретических аспектов проблемы социализации человека, способствовала активному обращению к исследованиям в этой области, в том числе и отечественных ученых педагогов (Н. Ф. Басов, В. Г. Бочарова, Л. Б. Боярская, Б. З. Вульфов, Р. Г. Гурова, З. А. Мальковская, Л. И. Новикова, В. Я. Пили-повский, М. И. Рожков, Т. Ф. Яркина и др.).
Социализация - непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.). Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта.
В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков : помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.). Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.
Если родители не будут учитывать этих изменений, осуществлять правильное руководство поведением и деятельностью детей, то ущерб, нанесенный их психическому развитию, может привести к тяжелым последствиям в развитии личности в целом и отрицательно сказаться при обучении в школе.
Умение взаимодействовать, учиться и работать в группе, команде, коллективе; развитие способности к кооперантной деятельности; умение предупреждать конфликты, толерантность и др., а так же и других умений и навыков, требует практики. Только в результате управления своим поведением и психическими процессами ребенок приобретет соответствующий опыт и сможет самостоятельно ставить перед собой новые цели, задачи, касающиеся его поведения («не буду этого делать» и т. п.) или овладения знаниями, умениями и навыками («хочу научиться считать до миллиона» и т. п.). Поэтому социальная компетентность выступает как умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях и, соответственно, право и возможность это делать.
Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника :
- ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними;
- устанавливает и поддерживает отношения с различными людьми (сверстниками, старшими, младшими);
- анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет своим поведением, регулирует конфликты;
- инициатирует разговор, включается, поддерживает его, выбирает стиль общения.
Поэтому социально-личностное развитие можно рассматривать как:
- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения- уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь свое собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному смотрению использовать свое время);
- воспитание положительного отношения к людям – уважение и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола,возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
-приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; оказание помощи при осознание необходимости людей друг в друге; планирование совместной работы, соподчинение и контроле своих желаний, согласовании партнерами по деятельности мнений и действий.
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
Современное дополнительное образовательное учреждение может стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.