Ирина Харламова
Профилактика нарушения осанки и плоскостопии у дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как нечто постоянное, не поддающееся изменению.
Нарушение осанки сочетается с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?
Публикация «Профилактика нарушения осанки и плоскостопии у дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периодах развития ребенка;
- наследственность (дети часто перенимают от родителей привычки сидеть, стоять и ходить неправильно, а также вынужденные неудобные позы);
-избыточная масса тела перегружает позвоночник;
-иррациональная организация режима;
- нарушения зрения;
- потеря слуха;
- недостаточное общее физическое развитие и слабая двигательная активность.
В период роста и развития осанка детей и состояние сводов стоп непостоянны и могут меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. Работу по профилактике нарушений следует начинать с 5-летнего возраста.
В основе методики формирования правильной осанки лежат 2 группы упражнений:
1. Упражнения, оказывающие общее воздействие на организм, способствуют гармоничному развитию двигательного аппарата, развивают и укрепляют все группы мышц.
2. Упражнения, направленные на развитие ощущений правильной осанки, развитие и тренировку различных анализаторов, участвующих в поддержании правильной осанки.
В результате исследования выявлено, что уровень развития силовой выносливости мышц туловища не оказывает решающего влияния на состояние осанки. Основное значение в профилактике нарушений следует придавать средствам и методам формирования навыка правильного положения в пространстве. Это упражнения на балансировку (с предметом на голове). Их использование должно быть систематическим.
Упражнения для формирования правильной осанки у стены :
1. Принять правильную позу (п. о.) : затылок, лопатки, ягодичная область, икры и пятки должны касаться стены.
2. Принять правильную позу, закрыть глаза, отойти от стены на 1 - 2 шага, проверить п. о.
3. Принять п. о. Присядьте, разведя колени в стороны, медленно встаньте, не отрывая спины от стены.
4. Принять п. о. Подняться на носки, задержаться на 3-5 секунд. Вернитесь в исходное положение.
5. Принять п. о. Выполняйте различные движения руками (вверх, в стороны, к плечам, к поясу).
6. Принять п. о. Наклонитесь вперед на 45 градусов (ноги и поясничная область остаются прижатыми к стене).
7. Принять п. о. Руки к плечам. Выполняйте наклоны вправо, влево, не отрываясь спиной от стены.
8. Примите п. о. Руки на поясе. Выполняйте различные движения ногами, не отрывая спины от стены (поднимайте прямые и согнутые ноги, отводите их в стороны).
9. Принять п. о. Двигайтесь боковыми шагами вправо и влево, не отрываясь.
10. Сидя на гимнастической скамье у стены, принять п. о. - дыхание. Потянитесь всем телом вверх, опустите плечи, вытяните позвоночник, выдохните.
Упражнения на формирование навыков правильной осанки с предметом на голове
1. Ходить по кругу с мешком на голове, сохраняя правильную осанку.
2. Ходьба с мешком на голове в полуприседе, с высокими коленями, на носочках, боком, шагами в сторону.
3. Прогулка с мешком на голове с различными движениями рук.
4. Ходить с мешком на голове и перешагивать препятствия
5. Ходить с мешком на голове по гимнастической скамье.
6. Бросить мяч обеими руками от груди партнеру с мешком на голове.
7. С мешком на голове встать, сесть.
плоскостопие
Это заболевание опорно-двигательного аппарата (деформация стопы с уплощением ее продольного свода, что в свою очередь приводит к формированию плоской подошвы).
Точно определить плоскостопие у детей можно в возрасте 5-6 лет. Это связано, во-первых, с тем, что костный аппарат стоп ребенка еще не окреп, а стопы представляют собой хрящевую структуру, мышцы и связки которой слабые и подвержены растяжению.
Во-вторых, подошвы малыша уже кажутся плоскими, потому что вырезки свода стоп заполнены жировой «подушкой», маскирующей костную основу. К 5-6 годам при нормальном развитии опорно-двигательного аппарата своды стоп приобретают нормальную форму. Иногда наблюдаются отклонения в развитии, из-за которых у детей возникает плоскостопие.
Причины плоскостопия :
- наследственность (если у близких родственников было или есть плоскостопие, то нужно регулярно показывать ребенка ортопеду);
-рахит;
- травмы стопы;
-чрезмерная гибкость суставов;
-чрезмерная нагрузка на ноги (например, поднятие тяжестей или большой вес тела);
- ношение неправильной обуви (без супинатора, вообще без каблуков,