Тарчокова Фатима
Приобщение детей к традициям и народной культуре
▼ Скачать +Заказ
Свое выступление я бы хотела начать со слов детского писателя Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
2022 год Указом Президента РФ объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. Жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе истории дают детям более глубокие знания о России, своей малой Родине, традициях, окружающей действительности.
Публикация «Приобщение детей к традициям и народной культуре» размещена в разделах
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.
От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство.
Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение ближнему.
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.
Мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. "Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".
Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Дошкольный блок на протяжении многих лет реализуют приоритетное направление художественно-эстетическое развитие, через культурно-историческое наследие, что нашло свое отражение в образовательной программе образовательного учреждения.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством.
Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного уровня образования в дошкольном блоке МКОУ «СОШ им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Среди направлений образовательной программы дошкольного блока (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т. е. национально социальный опыт. В этой связи национально-региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности.
Таким образом, национально-региональный компонент начиная с дошкольного возраста - это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями: обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства; позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
-создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи: воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края. Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства. Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия. Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности. Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования
В дошкольном блоке национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов Кабардино-Балкарии, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Пути реализации национально-регионального компонента в дошкольном блоке:
- интегрирование национально-регионального компонента в образовательных областях (социально-коммуникативное);
- обучение кабардинскому языку;
- кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, музей и т. д.)
Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам кабардинской народной культуры.
Благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно соприкоснуться с культурой Кабардино-Балкарского народа, эмоционально окрасила работу по приобщению дошкольников к истокам Кабардино-Балкарской национальной культуры.
Только при таком подходе к работе, стало возможно добиться у детей тех черт характера, которые присущи народам Кабардино-Балкарии : мужество, честь, достоинство, личность, любовь к родному краю, а это и является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.
Таким образом, данная система работы позволила сформировать у детей знания о культурном наследии кабардинского народа.