Юлия Конюхова
Применение игровых технологий на современном этапе в практику работы с дошкольниками
Доклад: «Применение игровых технологий на современном этапе в практику работы с дошкольниками»
Ребёнок познаёт окружающий мир во всём его разнообразии через те виды деятельности, которые ему оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому, через игру реализовываются цели и задачи обучения, развитие и воспитание детей. Через игровые элементы.
Публикация «Применение игровых технологий на современном этапе в практику работы с дошкольниками» размещена в разделах
Игровые технологии в работе каждого дошкольного педагога используются с целью повышения мотивации к занятиям, актуализации знаний дошкольников, обеспечения заинтересованного восприятия изучаемого материала, стимуляции речевой активности, формирования положительного отношения к образовательному процессу в целом, который игра делает более эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Однако, часто большинство педагогов ДОУ допускают ошибку, думая, что игровые технологии - это использование сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе, а также развивающих дидактических игр или игровых (сказочных) персонажей в практике работы с детьми. С точки зрения понятия «технология» это совершенно неверно. Чтобы стать настоящей игровой технологией, комплекс игр должен соответствовать определенным критериям педагогической технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Таким образом, настоящих игровых технологий ДО в полном смысле этого слова не так уж и много на сегодняшний день. Общепризнанными являются следующие:
1)Технология развивающих игр Б. П. Никитина
2)Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
3)Технология «Цветные палочки Кюизенера
4)Технология саморазвития М. Монтессори
Каждый творческий дошкольный педагог может сам составлять игровые технологии из отдельных игр и элементов. Для этого нужно ориентироваться в системе педагогических игр. Их можно разделить на две группы. Первая группа это творческие игры, самостоятельные, которые создаются детьми при поддержке педагога (сюжетно-ролевые, ролевые, театрализованные, строительные). Вторая группа это игры с правилами (дидактические и подвижные).
Ролевая игра помогает развивать воображение дошкольников. Все игровые действия происходят в воображаемой ситуации и с воображаемыми персонажами. Также ролевая игра помогает развивать творческое воображение.
А вот для сюжетно-ролевой игры ребенку необходим определенный набор знаний об окружающем мире, явлениях, об окружающих его предметах (их качествах, свойствах и т. д) Такая игра способствует развитию творческого воображения, навыкам сотрудничества, ответственности за свои действия.
Театрализованная игра - помогает развивать выразительность речи, передавать эмоции персонажей, навыки импровизации сказок, песен.
Строительная игра - способствует развитию мелкой моторики, конструктивных навыков, творческой фантазии и изобретательности.
Дидактическая игра - развивает познавательные способности дошкольников. Такие игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью одновременно.
Подвижная игра - осуществляет физическое, умственное, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание.
Руководство играми является одним из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может предугадать, что придумают дети, и как они поведут себя в игре. Поэтому детская игровая деятельность требует своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства играми – способность завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Задачи воспитателя, при организации игры - помочь организовать игру, делая увлекательными, насыщенными действиями, а также помочь ребенку выбрать из множества жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, контролировать свое поведение, управлять им. Но также, содержание игры питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
Подытоживая, хочется отметить, что в настоящее время актуальность игры повышается, потому что современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, интернет сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения старших дошкольников становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развивать все вышеперечисленные умения помогает игра, которая является своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми как на занятиях, так и в свободной, самостоятельной деятельности.