Наталья Лазарева
Исследовательская деятельность на прогулке осенью
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность на прогулке (осень)
Исследовательская деятельность
рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Исследование свойств воды : вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
Публикация «Исследовательская деятельность на прогулке осенью» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
«солнце высушивает предметы и песок»
при помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
выкапывание цветов с клумбы для выращивания в группе. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.
«Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.
определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.
наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).
дождь смывает грязь и песок с предметов. (под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.
«Музыка дождя»
Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.
сухие листья не тонут в лужах, из них можно сделать кораблики.
продолжать наблюдать за световым днем (полярная ночь, примечать, откуда и когда встает
Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т. к. листья намокли, стали мягкими.
рассматривание льдинок : они прозрачные, тают в руках быстрее, чем на рукавице.
Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?
Как образуется овраг? (Когда идет дождь, потоки воды, собираясь в один большой поток, размывают почву и углубляют ее.)
Опыт 1: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)
Полить водой.
Как вода проникает через слои почвы? (Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)
Какая растительность преобладает в овраге? (Цветы и Кривы.)
Опыт 2: рассмотреть верхний плодородный слой почвы.
Что содержится в данном слое почвы? (Перегнившие 0с. татки растений, их корни, останки животных.)
Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.
Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.