Елена Ерохина
Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме: «Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей младшего дошкольного возраста»
МБДОУ «Детский сад № 117» г. Дзержинска, Нижегородской области
воспитателя 1 квалификационной категории Князевой С. В.
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни Уже воздействие цвета на человека. Иными словами, цвет оказывает на нас в древнем мире люди пытались определить эмоциональное воздействие
Публикация «Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета
Интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как
один из признаков предмета.
Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные блеклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки цвета.
В целях развития цветовосприятия детей младшего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач:
развитие произвольного внимания;
развитие речи;
накопление сенсорных впечатлений;
формирования различных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него,
увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и
тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает
наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Цветовосприятие – одна из важных составляющих сенсорного воспитания детей.
Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического
восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).
Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.
Научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета, ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом а тяготеет к их
разнообразию.
Большую работу по формированию чувства цвета у детей провела Т. С. Комарова. Было определено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом. Т. С. Комарова объясняет это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета, но не цвет.
Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, игр и т. д.
Работа по развитию восприятия цвета должна проводиться в процессе специальных мероприятий: ООД, наблюдений в природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх.
В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.
Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и цветами – определениями.
По мнению Е. А. Флериной, к 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей.
Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета : красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей. Издавна цвет считался одним из важных свойств, предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Иными словами, цвет оказывает на детей эмоциональное воздействие.