Окишева Анна
Легоконструирование в работе с детьми с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование.
Мой выбор в использовании данной технологии в коррекционной работе с детьми с ТМНР был не случайным. Учитывая тот факт, что психофизическое развитие школьников с ТМНР значительно отстаёт от их (так называемого) паспортного возраста, игровая деятельность по-прежнему остается ведущей в образовательном процессе. Лего-конструирование – это игра нового поколения. Она помогает решать многие коррекционно-развивающие задачи.
Публикация «Легоконструирование в работе с детьми с ТМНР» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Занятия с Лего-конструктором способствуют :
-развитию сенсорных представлений, поскольку в игре дети используют детали разной формы, цвета, величины;
- развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
- развитию мелкой моторики;
- формированию навыков пространственной ориентации (ребёнок лучше усваивает такие понятия, как «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между» и др.)
- формированию элементарных математических представлений (пересчёт деталей, понятий длинный – короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, большой - маленький)
- развитию речи (это и коммуникативное взаимодействие во время игры и рассказ о постройке, и звукоподражание при сюжетно-ролевой игре, например: в лего-ферму, когда ребёнок подражает звукам животных или трактора)
-развитию творческого воображения.
В работе с детьми с ТМНР я использую разные виды конструктора Лего (и его аналоги). Для детей с резко ограниченными моторными функциями ( например: у детей с ДЦП, или гипотонией мышц рук) я использую наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием мелкой моторики я использую конструкторы средних размеров (например Лего-дупло и его аналоги, а уже для среднего школьного звена подходит классический конструктор-Лего.
Дети быстро теряют интерес к тем игрушкам, которые не трансформируются. А игрушки, которые можно модифицировать и модернизировать, привлекают интерес ребёнка и подталкивают к новым экспериментам. Это активизирует физическую и умственную деятельность.
Поскольку конструктор можно располагать не только на столе, но и на полу, ребёнку во время занятий нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для наших детей.
Развитие детей с ТМНР с применением Лего делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению словесных инструкций. Это помогает усвоению и закреплению учебного материала.
Я использую элементы лего-конструирования на своих занятиях по коррекционным курсам:
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Лего-конструированию может быть посвящен как весь урок, так и какая-либо его часть ( например: орг-момент или физкультминутка). Конструктор можно использовать как дидактический материал, благодаря которому дети на собственном чувственном опыте могут усвоить элементарные пространственные и математические понятия.
Свою работу с обучающимися первых классов я начинаю со знакомства детей с конструктором, его разнообразием, с правилами и приёмами работы, с техникой безопасности, с названием деталей, способами крепления деталей.
Практическую работу начинаю с создания несложных конструкций по образцу. Ребёнку показывается образец того, что нужно сделать, и как это построить из деталей конструктора. Обучающийся должен повторить за педагогом. Играя таким способом, ребёнок учится подражать, что в дальнейшем подталкивает его к самостоятельному творческому процессу. Также для стимуляции творческой фантазии я предлагаю ребёнку самостоятельно дополнить образец каким-либо элементом ( например: добавить к домику трубу или забор).
Затем я учу детей строить по модели. Ребенку показывается образец. При этом он не видит у модели, все её элементы. Ребёнку предлагается воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.
Также детям я предлагаю построение по условиям. Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели. ( Например: давай построим трактор, пусть он будет синего цветы, с большим ковшом и прицепом и т. д.) Играя по таким правилам у ребёнка вырабатывается умение анализировать, а также развивается изобретательское конструирование.
Ребятам постарше я предлагаю создание модели по простым чертежам. На доске я зарисовываю план (чертёж) будущей постройки. И из деталей конструктора создается настоящий объект.
Также обучающиеся среднего звена могут построить модели по замыслу или по теме. В такой игре ребёнок сам выбирает материалы способы выполнения своих идей. Но сразу оговорюсь, что далеко не всем моим ученикам доступен этот вид игры, лишь немногим.
В работе с детьми с ТМНР я активно использую карточки-схемы. Начинаю с простых построек башен из трёх-четырёх кубиков, далее увеличиваю количество кубиков и чередование цвета. И самый сложный вариант постройки по карточке схеме я назвала «тетрис». Поделюсь, как я это делаю. Большая пластина в произвольном порядке заполняется плоскими деталями Лего разных цветов и размеров. Далее я сканирую эту пластину получая карточку-схему. Разбираю и предлагаю ребёнку собрать. Вариантов таких схем может быть огромное множество, с хаотичным или симметричным рисунком, а может даже с каким-то изображением.
Лего-конструирование приходит на помощь и в изучении букв. Выстраивая букву по схеме ребёнок может лучше запомнить её образ. На фотографиях вы можете видеть урок по закреплению букв А, У. Здесь Лего-конструирование выступает как элемент (одна из частей) занятия. После того как дети построили буквы им предлагается позаниматься на интерактивном логопедическом оборудовании.
Как правило, я перевожу Лего-конструирование в игровую деятельность. Вместе с детьми я использую построенные модели в сюжетно-ролевых играх, развивая и активизируя речь ребёнка.
Использование элементов лего-конструирования в коррекционно-развивающем обучении детей с умственной отсталостью положительно влияет на их общее развитие, способствует коррекции недостатков их психического развития, формированию элементарных коммуникативных умений и навыков. Лего позволяет учиться играя и обучаться в игре.