Алевтина Владимировна
Доклад по духовно-нравственному развитию «О добре, зле и не только»
Доклад по духовно-нравственному развитию
«Важнейшее из человеческих усилий-стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение- главная задача образования». А. Эйншейн
«Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями». Ян Корчак
«Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать Добром, а что Злом». Сократ
Публикация «Доклад по духовно-нравственному развитию „О добре, зле и не только“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пожалуй, ни для кого не является откровением, что нравственный кризис, свидетелями которого мы являемся, есть одной из глобальных проблем нашего общества. Тема нравственного воспитания и необходимости соблюдения морали сегодня обсуждается повсеместно. Нравственные основы человека определяют судьбу нашего общества, это признается ведущими педагогами, учеными, мыслителями, писателями. Актуальность проблемы нравственного воспитания в современном обществе выходит на первый план, так как, негативные явления в нравственной сфере общества выражаются, прежде всего, в разрушении института семьи, росте алкоголизма и наркомании, социальной агрессии молодежи, в проявлениях равнодушия и нетерпимости.
«Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Закладывание нравственных основ начинается с рождения, а дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования нравственной личности. Задумываясь об истоках нравственных качеств, мы всегда возвращаемся к впечатлениям детства. Ребенок не рождается злым или добрым, хорошим или плохим, безразличным к каким-либо моральным или нравственным проявлениям, то какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружающих его взрослых от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке.
В дошкольном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества: и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и др. Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственной культуры человека.
Ребенок, пока растет и в постоянно изменяющихся и порой противоречивых ситуациях должен иметь ясные, четкие оценочные нравственные ориентиры, которые помогут ему понять: правильно-неправильно, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо, то есть, что это- нравственное или безнравственное. Для ребенка наиболее общими понятиями служащими для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного являются понятия добра и зла. Дети чутки к различению добра и зла, для них это не нравственная категория, а внутренние переживания правильного, справедливого устройства в окружающем мире. Без осознания ребенком, что есть добро и зло, невозможно постижение других нравственных понятий.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими нравственное сознание человека. Они связаны с оценкой поступков и деятельности человека. Добро является главным критерием всего положительного: нежность, милосердие, справедливость, бескорыстие, честность, мудрость, благожелательность, благородство, вежливость, верность, духовность, скромность, совесть, честь, радость, смех, свобода, надежда, благополучие, жалость, спокойствие, уверенность, удача, энергия, любовь, мир, дружба, ласка, забота, уважение, сочувствие, доверие, прощение. кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека. Зло, наоборот, выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению: обман, подлость, жестокость, жадность, грубость, наглость, корысть, подлость, скупость, вредность, глупость, подхалимство, безразличие, эгоизм, злословие, коварство, нетерпимость, самодурство, сарказм, упрямство, чёрствость. страх, злость, горе, одиночество, бездействие, неприязнь, непонимание, отвращение, опустошение, проклятие, ненависть, зависть, предательство, насилие, убийство, ложь, измена, агрессия, беспредел, терроризм, брань, вражда.
Поэтому, появилось стремление сформировать у ребенка представления о добре - как о объединяющем понятии всех положительных проявлениях, как о оценочном понятии. которым, дети будут оценивать поступки, действия свои и окружающих людей, и на основании этого будет формироваться желание поступать в соответствии с нравственными ценностями. Для этого были разработаны занятия, игры, подобраны для чтения и обсуждения произведения художественной литературы, для заучивания наизусть -стихи о добре, для практического проявления нравственных качеств- проблемные ситуации, которые вызывают желание проявлять добросердечие.
Особенно значимым методом является знакомство с литературными произведениями, в которых показывается противоборство добро и зла, положительных и отрицательных персонажей. Сопереживая за перипетиям этой борьбы, ребенок проникается симпатией к положительным и антипатией к отрицательным действующим лицам. Отношение к персонажам переносится на отношение к совершаемым ими поступкам. В сказке Катаева «Цветик -Семицветик» - показано, что только совершение добрых дел делает человека счастливым, что способствует появлению желания у детей делать добрые дела, в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», показан сложный мир добра и зла, в сказке «Добрый поросенок» рассказывается о том, что хорошее отношение и добрые, ласковые слова делают злого человека добрее.
После прочтения художественных произведений, проводились этические беседы о прочитанном. Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей, но в отличие от взрослого, имеющего большой жизненный опыт, ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку - книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всём. Вопросы в беседе должны помочь ребёнку разобраться в персонаже, высказать своё отношение к нему, побудить у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев. Ответы детей, помогают понять их душевное состояние во время чтения; выявляют способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулируют дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Читая детям ненецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от недобрых, черствых сыновей, мы спрашиваем детей: «Почему мама превратилась в кукушку и улетела?», стремясь тем самым подвести их к оценке поступков сыновей. Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка - добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.
В беседах использовались пословицы и поговорки:
Доброму слову - добрый ответ.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый сын отцу радость, худой-печаль.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Умный себя винит, глупый своего товарища.
Как аукнется так и откликнется.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Худо тому, кому добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Добро век не забудется.
Ласковое слово и бурю укрощают.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Добро помни, а зло забывай.
Оценивая правильно поступки литературных персонажей, дети не всегда испытывают такое же отношение к нарушениям норм морали в быту и в игре, то есть к тем поступкам, из которых складываются их жизнь и взаимоотношения со сверстниками. Поэтому нужно стремиться создавать проблемные ситуации (более или менее часто возникающие в жизни детского сада, условия- в которых ребенок мог бы самостоятельно проявлять доброту, упражняться в добрых поступках.
Например, беседы с детьми «Как я помог маме, сестренке, бабушке, папе…».
Использование игр: дидактические «Хорошо-плохо», «Оцени поступок», «Цветок доброты», словесные «Словарь вежливых слов», «Кто больше скажет добрых слов».
В результате работы по формированию представлений о добре и зле, у детей появится желание поступать в соответствии с нравственными нормами, научаться правильно оценивать поступки окружающих. Такая проделанная работа не пропадет даром, дети вырастут добрыми, любящими, умеющими заботиться о другом человеке, о животном, о природе в целом.
Список литературы:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909
2. Кон И. С. Словарь по этике. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с.