екатерина гриднева
Особенности программы «От рождения до школы» в области по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Особенности инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Сегодня мы рассмотрим конструирование как творчество, в процессе которого предполагается создание нового продукта, через программы :
Публикация «Особенности программы „От рождения до школы“ в области по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
• Так как за основу написания нашей образовательной программы взята программа «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, то сегодня я проанализировала последнее 5 издание инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
• Парциальные программы
Людмилы Викторовны Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Ирины Александровны Лыковой «Конструирование в детском саду»
• Общеобразовательная программа технической направленности «Леготека»
Прежде чем мы обратимся к требованиям основной программы в области Художественно-эстетического развития в средней группе, я хотела бы обратить внимание педагогов на отличительные особенности программы.
• В первую очередь есть изменения, связанные с образовательными технологиями (как учим). В программе озвучен новый термин ПДР (пространство детской реализации, противоположный понятию ЗБР (зона ближайшего развития). Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации взрослый следует за ребенком, помогая в его активности. В ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в ПДР создается новый продукт, будущая культура, т. е. развитие, ориентированное на будущее, где автор это сам ребенок. На мой взгляд, конструирование, как один из видов детской продуктивной деятельности, нацелено на создание нового продукта, где как раз ребенок может реализоваться и раскрыться в полной мере.
• В программе делается акцент на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и идти вслед за детской инициативой, развивая тем самым его самостоятельность
• В программе подчеркивается значимость развивающей предметно-пространсвенной среды, которая является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Авторы программы говорят о том, что главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты). В программе для реализации требований Программы и ФГОС ДО касаемо пространства группы предлагают разделить помещение на центры активности. В примерном перечне центров активности выделяется Центр конструирования из деталей среднего и мелкого размера.
Образовательная деятельность касаемо конструирования в программе выделяется, как ручной труд и входит как отдельным пунктом в изобразительную деятельность, как прикладное творчество, которое начинается со средней группы, в предыдущей программе прикладное творчество начиналось со старшей группы, а так же добавляется и выделяется отдельно Конструктивно-модельная деятельность
Необходимо отметить, что в возрасте 4-5 лет конструирование усложняется и формируется навык конструирования по собственному замыслу, а так же последовательность действий.
Поэтому, обучая конструированию из бумаги, мы
• учим воспитанников средней группы сгибать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, открытки, а так же приклеивать к основной форме детали (к дому – окно, к автобусу – колесо).
• Приобщаем детей к изготовлению поделок из природного материала (шишки, каштаны, солома, ветки ит. д, из бросового материала
• Учим использовать для закрепления частей клей и пластилин
При конструктивно-модельной деятельности, мы
• Развиваем у детей 4-5 лет способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)
• Учим использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
• Развиваем умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения видели
• Учить анализировать образец постройки (выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме ит. д)
• Побуждать воспитанников создавать постройки разной конструктивной сложности (гараж на 1или несколько машин, дом в один или несколько этажей)
• Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала
• Учить самостоятельно измерять постройки по (высоте, длине, ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции (Построй такой же домик, но высокий)
• Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета
• Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат.
Итак, подведем итог, образовательная область ХЭР интегрирует разные виды активности и разные виды детской творческой деятельности - это и изобразительное искусство, и театрализация, и восприятие детской литературы, фольклора, художественное конструирование, на фоне этого выделяется отдельным видом конструктивно-модельная деятельность, когнитивное конструирование, которое тесно связано с познавательной сферой, и объединяет 2 области : Познавательное развитие и Художественно эстетическое развитие базируется на интеллектуальной деятельности, потому что в процессе конструирования из деталей конструкторов решаются интеллектуальные задачи, развивается мышление, воображение.