Айгуль Фатыхова
Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с ЗПР в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности коррекционной логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях ДОУ
Каждая психическая функция ребёнка развивается в свой определённый срок. С раннего возраста идёт закладка основы для развития мыслительной деятельности и речи. Развитие этих процессов идёт при тесном сотрудничестве с педагогами ДОУ. Это и логопеды, и психологи, и медицинские работники различного уровня и направленности. Нарушения речи при ЗПР затрагивают многие стороны речевой системы. Поэтому нужно уделять большое внимание логопедической работе с такими детьми, чтобы в школе дети испытывали меньше трудностей и неудобств.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
По данным Министерства образования и науки РФ 85 % детей от 3 до 7 лет нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в коррекционной помощи. На первый взгляд дети с ЗПР не так уж и отличаются от своих сверстников. Обычно родители просто не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, что говорит хуже, чем дети его же возраста. У таких детей повышенная возбудимость, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Это сначала проявляется в поведении и лишь впоследствии - при выполнении заданий учебного типа. В старшем дошкольном возрасте дети испытывают трудности в усвоении программы детского сада: они не работают на занятиях, не запоминают изучаемый материал, быстро отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. С приходом в 1 класс нарушения становятся более выраженными, так как возникают трудности в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер. До настоящего времени предпочтение отдавалось разработке содержания и методов коррекции ЗПР в условиях школьного обучения. Создавались специальные классы при массовых школах. И только в 90-х годах возникает новый тип специальных дошкольных учреждений для детей с ЗПР и диагностические группы развития в детских садах. Принимают в эти дошкольные учреждения и группы развития детей с диагнозом «Задержка психического развития». В такие дошкольные учреждения или группы дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и образовательных учреждений через ПМПК. Решение о направлении ребёнка в дошкольное учреждение или группу или отказ выносится ПМПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребёнка.
Свою работу с детьми учитель-логопед строит на диагностической основе. Диагностика - это необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса. Основными задачами обследования детей являются:
- изучение качественных особенностей психического развития ребенка;
- выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, в соответствии с возрастными возможностями;
- определение характера динамики развития и усвоение изучаемого материала;
- длительное психолого-педагогическое наблюдение и изучение динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
- определение школьной зрелости и выбор эффективной формы обучения в школе.
Диагностическая работа специалистов в коррекционных детских садах строится на основе психолого-дидактических принципов, которые раскрыли в своих трудах Л. С, Выготский, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. И. Лубовский, и другие учёные. При обследовании используются методики и диагностические комплексы С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, О. Н. Усановой, И. Ю. Левченко, Л. А. Вегнера и других. Первичное обследование ребенка, пришедшего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума. Именно эти специалисты подбирают коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком. Диагностическая работа с детьми должна быть комплексной, а значит включать работу врачей, психолога, педагогов. Такая работа начинается с изучения медицинской документации, что дает возможность выявить причины и характер ЗПР, определить возможности психолого-педагогического воздействия. Одним из ведущих направлений в педагогической деятельности учителя-логопеда в специальном детском саду для детей с ЗПР является преодоление недостатков познавательной деятельности воспитанников. Учитель-логопед совместно с учителем-дефектологом и психологом исследует внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. В ходе этого исследования у детей выявляется уровень формирования знаний, умений и навыков.
Обычно уже с раннего возраста ребёнок начинает подражать взрослым. Но детям с задержкой психического развития трудно даётся подражание действиям взрослых людей, так как у них снижена ориентировочно – познавательная деятельность. У этих детей совсем не развита речь. Им трудно даётся общение вообще. Они часто не понимают элементарных правил поведения. С такими детьми нужна коррекционная работа с раннего возраста.
Важнейшей задачей современного дошкольного образования является развитие личности ребёнка. В соответствии с федеральным стандартом работа с дошкольниками строится по пяти направлениям: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно- эстетическое развитие. У каждого направления свой вид деятельности. Это и творчество, и продуктивная деятельность, общение на различном уровне исследования, физическое развитие. Но каким бы видом деятельности ни занимался ребёнок, в основе его ведущую роль составляет игра. На основе игровых упражнений педагоги ДОУ развивают и тренируют у детей с ЗПР адаптацию в социуме и различные виды деятельности, чтобы помочь таким детям как можно меньше отличаться от своих сверстников. Среди различных видов деятельности больше всего детям нравится творческая направленность в изобразительном искусстве, ручной труд в виде различных аппликаций нетрадиционного характера и музыкальные занятия. Для таких детей в ДОУ разрабатывается индивидуальная программа работы педагогом-психологом и учителем-логопедом как в саду, так и с семьёй. Для коррекционной работы логопед опирается на здоровые анализаторы ребёнка, чтобы постепенно работать над неполноценными.
В своих работах различные авторы пытаются классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Например, Е. В. Мальцева выделяет 3 группы:
· дети с изолированным дефектом, у которых аномалия строения артикуляторного аппарата и недоразвитие речевой моторики
· дети с фонетико-фонематическими нарушениями, у которых нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа
· дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР, у которых кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи.
Больше всего нарушений звукопроизношения выявляется у детей, идущих в 1 класс (55,8%, по данным Е. В. Мальцевой). Уже к 4 классу это количество значительно снижается (20,5%).
Работа психологов и логопедов с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по таким направлениям:
· развиваются зрительный анализ и зрительная память;
• формируются пространственные представления;
• развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнения, обобщения;
• проводится коррекция нарушений звукопроизношения;
• развивается слуховое восприятие, память и внимание;
• проводится коррекция нарушений моторного развития;
• развивается лексика: обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами;
• формируется синтаксическая и морфологическая система языка;
• развивается фонематический анализ, синтез, представления;
• формируется анализ структуры предложений;
• развиваются коммуникативная, познавательная и регулирующая функции речи.
Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.
Коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется дифференцировано на каждого ребё нка: учитываются индивидуально-психологические особенности ребенка, клиническая характеристика, и особенности его психической деятельности, работоспособность, уровень недоразвития и механизмы нарушений речи.
В процессе коррекционной работы психологу и логопеду нужно суметь организовать умственную и речевую деятельность каждого ребёнка, вызвать положительную мотивацию и максимально задействовать познавательную деятельность детей с ЗПР. Для этого используются разнообразные приемы и методы. Нужно суметь эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития. Помимо коррекционно-образовательной работы учитель-логопед взаимодействует с семьями детей. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы зависит от грамотно построенной социально-педагогической деятельности с семьями воспитанников.
Основные правила работы для воспитателя и учителя – логопеда с детьми с ЗПР
- нужно таких детей не оставлять без внимания
- на занятиях многократно повторять материал
- поощрять за малейшее движение вперёд
- на занятиях или играх нужно помнить, что необходимо решать задачи не только общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи
- пройденный материал нужно закреплять во время режимных моментов
- ребенку с ЗПР предлагать облегченные задания
- закреплять материал в дополнительных индивидуальных занятиях
- давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части
- дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, поэтому не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия
- нужно использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала
- необходимо применять красивую, яркую наглядность
- речь самого воспитателя должна быть четкой, внятной, выразительной, без нарушения звукопроизношения
- не говорить о недостатках детей
- поручать посильные задания, учить самостоятельности, ответственности
- учить детей выбирать, принимать решения
- учить анализировать свои действия
- учить осознавать себя личностью
-работать в тесном контакте с родителями ребенка
В современном мире большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость для углубленного их изучения и определения путей эффективного коррекционного воздействия.
В новых условиях инклюзивного образования педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с детьми ЗПР, чтобы дать им равные возможности наравне с обычными детьми. Воспитатели и другие работники ДОУ нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения. На сегодняшний день работники массовых детских садов имеют опыт и могут достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.