юлия боловленкова
Доклад «Основы формирования базовой культуры ребенка в процессе интегрированных музыкальных занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №45
ДОКЛАД
из опыта работы
«Основы формирования базовой культуры ребенка
в процессе интегрированных музыкальных занятий»
Составила:
Музыкальный руководитель
Боловленкова Ю. В.
Арзамас 2012 г
Публикация «Доклад „Основы формирования базовой культуры ребенка в процессе интегрированных музыкальных занятий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Целью эстетического воспитания детей дошкольного возраста является не только формирование знаний, умений и навыков в различных видах художественной деятельности, а общее развитие ребенка, постижение им окружающего мира через освоение природных и художественных явлений.
Ребенок по своей природе полихудожественен, то есть в равной степени предрасположен к разным видам искусства. Его сознание одновременно вмещает разные виды художественной деятельности, которые взаимодействуя в процессе развития, обогащают и продвигают его.
Поэтому актуальность интеграции в обучении детей объясняется рядом причин:
_ мир познается детьми в своем многообразии и единстве;
_ использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
_ форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Развивается воображение, мышление, речь и память;
_ интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
_ за счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности;
_ интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации самостоятельной детской деятельности.
Культурологический подход к интегрированному обучению проявляется в формировании основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к самому себе; в овладении элементарными культуросообразными способами деятельности; в формировании межличностных отношений, соответствующих нормам культуры общения с взрослыми и другими детьми.
Методика работы педагогов с детьми основывается на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении! Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.
Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. В процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.
Итак, алгоритм подготовки к занятию :
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
2. Учитывать программные требования и возрастные особенности;
3. Продумать задачи;
4. Использовать разнообразные виды деятельности;
5. Использовать разнообразные виды наглядного и атрибутного материала;
6. Использовать методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. п.)
7. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированного занятия.
Закономерности интегрированного занятия :
1. все занятие подчинено авторскому замыслу
2. занятие составляет единое целое; этапы занятия – фрагменты целого
3. этапы и компоненты находятся в логико-структурной зависимости
4. отобранный дидактический материал соответствует замыслу.
Трудности проведения интегрированного занятия :
1. Сложность отбора учебного материала всеми педагогами;
2. Подробное структурирование занятия;
3. Проблема личной совместимости педагогов;
4. Общий подход к оценке знаний и умений детей;
5. Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
За текущий год с использованием интегрированного подхода в нашем детском саду были проведены следующие открытые занятия с моим участием :
Итоговое интегрированное занятие по музыке на тему «Осень» в подготовительной группе (воспитатель, муз. рук.);
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Украсим нашу елочку красивыми бусами» в младшей группе (воспитатель, муз. рук.) ; Физкультурное интегрированное занятие с элементами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морское путешествие» в старшей группе (инструктор по физкультуре, муз. рук.); «Мастерская Осени» занятие по изобразительной деятельности в подготовительной группе (воспитатель, муз. рук.); «Веселое путешествие в школьную страну» занятие по развитию речи в подготовительной группе (логопед; муз. рук.) «Путешествие в весенний лес» занятие по экологии в средней группе (воспитатель, муз. рук.)
Все занятия получили высокую оценку коллег и оставили незабываемые впечатления у детей.