Ольга Туркова
Консультация «Коллективный труд как форма организации детской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей, в ходе которого они переживают радость сотрудничества, у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща. По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками воспитатель переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе, помогая друг другу (в ст. гр.).
В организации коллективного труда я четко выделяю 3 последовательных этапа:
I. Распределение предстоящей работы между участниками;
II. Выполнение детьми разных заданий;
Публикация «Консультация „Коллективный труд как форма организации детской деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
III. Обсуждение результатов трудовой деятельности.
1 этап – распределение заданий между детьми идет в определенной последовательности. Я сначала разъясняю детям пользу труда, насколько он нужен и важен для коллектива (убрать участок от мусора, чтобы детям было удобно играть на ровной и чистой площадке, перечисляю объем предстоящего труда, как одно общее задание для всех детей.
Пр. : Мы будем сегодня убирать нашу комнату. Что же нужно сделать? Протереть все игрушки в шкафу и поставить их на место, в игровом уголке – помыть посуду, причесать кукол, в уголке природы полить комнатные растения, клетку промыть.
Затем я всю группу детей делю на звенья, где учитываю их индивидуальные особенности (чтобы рядом с нерешительным оказался самостоятельный, рядом с неумелым – умелый, с быстрым – медлительный).
Белков – Перов, Бусыгина – Попова и т. д.
Я постоянно напоминаю детям, что много дел можно выполнить только сообща, если все будут работать.
Состав детей в звеньях всегда постоянный, что дает возможность менять содержание труда между звеньями. Затем я распределяю работу в звеньях и даю указания о способах выполнения работы, ее последовательности:
1 звено посеет овес для попугаев. Взять коробку, насыпать земли и посеять овес.
2 звено в игровом уголке промыть шкаф, полки, вымыть посуду, …
В следующий раз я меняю содержание для звеньев, этим самым вовлекаю детей во все виды работы.
В период распределения работы формирую у детей представление о значимости труда, который они будут выполнять, рассказываю о содержании общей работы и задания для каждого отдельного звена; показываю возможные способы распределения работы внутри звена (заранее договорившись, кто какое дело будет выполнять, распределять работу справедливо, поровну, уступать друг другу, чтобы самое интересное задание выполняли по очереди, тогда никому не будет обидно) ввожу правила, регулирующие взаимоотношения между детьми (сделал свое задание, помоги другому).
Сейчас я стараюсь, чтобы дети сами справедливо самостоятельно распределяли работу между собой (обсуждая с детьми насколько справедливы они были друг к другу в процессе распределения работы, сумели ли договориться, кто был особенно внимательным к просьбам товарищей).
2 этап – выполнение детьми трудовых заданий. Я стараюсь, чтобы выполняя задания, дети рационально организовывали свою деятельность, т. е. имели все необходимое для труда, предусмотрели последовательность работы. Я задаю вопросы. Что понадобится для работы? «С чего начать? Что будешь делать потом?». Дети вырабатывают привычку продумывать работу перед ее началом по определенному плану. В процессе труда направляю усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели. Уделяю особое внимание детям торопливым, невнимательным. (Никита, Вова, Таня) Ввожу для них правила: «Прежде чем передать работу другим надо проверить ее качество. (Сделаешь плохо – подведешь товарищей)».
Я учу ребят помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.
Пр. : Шура очень нерешительная, поэтому Марина всегда помогает ей.
Есть и такие ребята в группе, которые выполняют работу медленно, но старательно и аккуратно (Макс, Ярик) поэтому я разъясняю, что торопить их не надо, лучше немного подождать или помочь. «Нельзя оставлять товарищей в беде», «Товарищам всегда надо прийти на помощь».
Я всегда стремлюсь представить работу каждого ребенка, как часть общего задания, подчеркиваю, что они вместе отвечают за результата труда, даю советы, как наладить работу так, чтобы никто не ждал другого.
Координирую работу в звеньях. Если какое то звено закончило работу, то стараюсь подчеркнуть взаимовыручку: «Молодцы, уже закончили свое дело, но я знаю что вы не откажитесь помочь товарищам».
Стараюсь вызвать у детей радость от участия в общем труде. «Как интересно работать, когда все стараются, помогают друг другу».
Итак, в процессе совместного труда я внимательно присматриваюсь к взаимоотношениям между детьми в звеньях, побуждаю их к проявлению товарищества, ответственности.
3 этап – обсуждение результатов детского труда – ставлю задачу на конкретных примерах показать преимущества коллективного труда.
Ставлю вопросы: Что мы с вами умеем сделать? Как изменилась комната, после уборки? Дети перечисляют выполненную работу. Я постоянно отмечаю, что работая дружно вместе можно сделать много дел. Оценивая качество работы я привожу в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело, но не забываю о том, что каждый может так же работать хорошо.
Отмечаю тех детей, которые пришли на помощь к товарищу. Побуждаю детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.
С обсуждением положительных примеров, привлекаю внимание детей к отдельным недостаткам, но указываю на недостатки мягко, доброжелательно, убеждая детей, что они сами поняли свои ошибки и больше их не будут повторять.
За 2 года дети приобрели трудовые навыки, осознали жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, повысился интерес к труду. В коллективном труде они научились работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.
( Вова: Я накрою завтрак и обед, а Марина – полдник и ужин).