Лариса Мануева
Обучение составлению описательного рассказа о предметах с помощью опорных схем
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Лучик»
«Обучение составлению описательного рассказа о предметах с помощью опорных схем»
Воспитатель Мануева Лариса Николаевна
Мичуринск 2021
Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.
Публикация «Обучение составлению описательного рассказа о предметах с помощью опорных схем» размещена в разделах
Изучение описательной речи детей выявило следующее:
• Лишь немногие из детей способны самостоятельно построить текст
• Большинству требуются вопросы подсказки;
• Рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
• Рассказы бессвязны, проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Детям трудно самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.
Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательные, бессвязные, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.
Мне приходилось не раз сталкиваться с ситуацией, когда на предложение описать – рассказать о каком-либо предмете или явлении у ребёнка сначала возникает пауза. Затем он говорит о какой-то, одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительное изменение от себя. Возникает ощущение, что они ничего не помнят, не знают и не усвоили материал. Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить свои мысли грамотно не могут.
Практика работы показывает, что в качестве эффективного средства используют метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактное понятие, научиться работать с ним.
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В. К. Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогут определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты в наглядном виде. Схема составлялась в результате обследования, поэтому дети имели возможность закреплять действия замещения.
Например: Яблоко
• что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? (глаза) Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно…. (красного цвета) – ребенок находит сам карточку и выставляет на табло)
• что ещё узнаем, если посмотрим на него? (по форме оно круглое) - ребенок снова находит карточку и выставляет её.
• А ещё оно какое? (среднее, большое, маленькое)
№! Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое. (дети проговаривают)
Затем дети закрытыми глазами по запаху определяют местонахождения яблока.
• Что помогает определить запах яблока? (нос)
• Что можно сказать про яблоко. Какое оно? (душистое, ароматное)
Погладьте яблоко рукой. Что мы узнаем про него? Какое оно? (гладкое). А если на него надавить рукой? (твердое). С помощью чего мы узнаем, что яблоко гладкое и твердое? (рука)
• Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Надкусить его. (появляется картинка – рта - дети пробуют). Чем наполняется рот, когда вы разжевываете яблоко? - Соком. (дети подбирают символы – сладкое, кислое, сочное)
• Далее воспитатель показывает детям карточку со знаком вопроса. К какой группе можно отнести яблоко? Правильно к фруктам. Где они растут? – на дереве.
В процессе обследования предметов можно включать словарные упражнения, например на подбор синонимов (яблоко спелое, красное – по другому оно какое? – румяное); (у яблока красный бок – краснобокое; яблоко чуть кислое и чуть сладкое – кисло-сладкое).
Затем после обследования этой схемы детям предлагается рассказать полностью рассказ-описание. Чтобы дети учились строить сложные предложения, воспитатель дает образец:
Это яблоко. Если его рассмотреть, то мы увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если его понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое, ароматное, пахучее. Когда мы его трогаем рукой, то чувствуем: оно гладкое, твердое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло-сладкий фрукт.
Со временем карточки с изображением сенсорных источников получения информации (глаз, рука) убирались, и дети сами составляли описательные рассказы.
При описании других объектов применяются модели Т. А. Ткаченко. Их модифицировали таким образом, чтобы они отражали параллельную связь. На схеме был дан обобщающий план описание. Ребенок, ориентируясь на обобщенные символы цвета, материала, величины, самостоятельно определяет признаки описываемого предмета и перечисляет в своем рассказе. Но задача воспитателей учить составлять рассказ распространенный более подробный, а не просто, чтобы шло перечисление.
Дается образец рассказов :
1. Это груша. Груша жёлтая, с темными крапинками, она большая и мягкая.
2. Груша. Желтый цвет. Большая. Мягкая. Сладкая…
Воспитатель обращает внимание на то, какой рассказ более подробный : и отмечает, что в 1 рассказе все предложения дружат между собой, он более понятен.
На другом этапе детям предлагается сравнить, где встречается повтор, и местоимения.
1. Это кошка. Кошка серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные уши и т. д. Кошка любит пить молоко.
2. Это кошка Мурка. Она серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные ушки. У неё пушистый хвост. Она любит лакать молоко. У нее детеныши – котята.
Воспитатель обращает внимание на то, что в том и в другом рассказе предложения дружат, но в 1 рассказе слово «кошка» повторяется часто. А во 2 рассказе слово «кошка» мы заменили короткими словами – она, ей. Стимулируя тем самым использовать местоименную связь.
Аналогично проводилось обучение детей способом синонимической связи.
1. Это кошка Мурка. Мурка серая с белой грудкой. У нее маленькие чуткие ушки и жесткие, как щетинки, усы. У этого зверя пушистый хвост и мягкие лапки.
Что нового вы заметили в этом рассказе : слова близкие по смыслу, чтобы было понятно.
По готовым схемам детям предлагаются загадки описания – дети расшифровывают письмо и догадываются о чем речь. ( например: Какая? Она желтая, треугольная, сладкая, твердая, растет на дереве. Это груша. и т. д.)
Чтобы ребенок мог не только описывать, но и сравнивать, тоже можно использовать схемы ( например: сравнить два времени года – осень и зима).
Также совместно со всеми детьми можно составлять схемы ( Например: «Зима» - воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке и дети самостоятельно составляют предложение по цепочке. В итоге получается целый рассказ. Затем можно эти символы выставить на панно и закрепить одним ребенком).
В дальнейшем можно уже без опоры на схемы предложить детям составлять рассказ-описание от имени животного, игрушки…. ( например: «Животное хвалиться», или в С. р. и «Магазин»)
Если систематически работать в течении года по всем лексическим темам, используя эти модели при описании рассказа, то дети самостоятельно, без наводящих вопросов смогут описывать и составлять подробные рассказы.
Работу по формированию навыков составления описательных рассказов необходимо начинаем с подготовительных упражнений, при проведении которых главное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков анализа воспринимаемого предмета, формированию фразовой речи при ответах на вопросы. Мы используем следующие виды упражнений: «Чудесный мешочек» на развитие тактильного восприятия, «Это правда или нет?» на развитие зрительного восприятия и внимания, «Кто больше увидит и назовёт?» на выделение частей предмета и т. д.
После проведения ряда подготовительных упражнений мы переходим непосредственно к процессу обучения составлению описательных рассказов. В этом случае мы используем модель: предметную, предметно-схематическую или схематическую.
На первом этапе применяем предметную модель. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности реальных объектов и явлений. Самая простая предметная модель - игрушка какого-либо животного, а также муляжи овощей, фруктов, грибов.
Предметной моделью можно считать и набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. На картинках должен быть изображён конкретный объект и конкретное действие. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, мышка, аквариум с рыбками, человек.
Дети отбирали картинки по собственной инициативе и составляли рассказ. Если дети хорошо справляются с заданием составить рассказ по предметной модели, задание усложняется.
На втором этапе в качестве модели используем более схематичные изображения, имеющие обобщённые значения, или предметно-схематическая модель. Например, по картинке, на которой нарисована тарелка с молоком, дети рассказывали о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду;
В отличие от предметной, предметно-схематическая модель включает меньшее количество изображений. Например, кошка, клубок, человек. Их можно использовать для рассказа о разных объектах. И предметная, и предметно-схематическая модели помогают детям определить последовательность изложения.
На третьем этапе обучения детей рассказыванию используем картинно-графические модели (или схемы). Они передают условно-обобщённые признаки объектов и природных явлений. Используются эти схемы при составлении описательных рассказов об игрушках, при описании овощей и фруктов, предметов посуды, одежды, времён года, диких и домашних животных и птиц. Схема вводится после того, как дети познакомились с данными объектами или явлениями, у них имеются конкретные представления.
С этой целью дети рассматривают овощи, обследуют их, выделяют разнообразные признаки: форма, цвет, величина, характер поверхности, вкус и т. д. На первых занятиях можно ограничиться показом 2-3 моделей, а потом вводил остальные (всё зависит от возраста и уровня развития детей).
При использовании схем мы предлагали детям вначале описать какой-либо знакомый им предмет, опираясь целиком на наводящие вопросы педагога. При этом эти вопросы носили характер подсказывающих («Это овощ или фрукт? Это дикое или домашнее животное?»)
Далее эта схема используется для описания объекта. Перед детьми ставится задача: "Расскажите об овоще подробно, какой он. А чтобы ни о чём не забыть, смотрите на эти картинки".
В своей работе мы использовали схемы, которые были предложены в методической литературе (В. А. Крылова, Л. С. Ванюкова, Е. М. Воробьёва, а многие схемы придумали сами.
Схема описания овощей, фруктов, ягод
Схемы описания времён года
Схема описания животных
Схемы описания птиц
Опорная схема для составления рассказа о профессиях
Наглядная модель – схема выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов детей.
Вывод: применение метода наглядного моделирования связного высказывания позволило нам более успешно обучить детей составлению описательных рассказов, повысить интерес к данному виду деятельности и добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Особенности построения описательных рассказов в разных возрастных группах:
- в младшей группе дети отвечают на вопросы воспитателя и дают развернутые ответы;
- в средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам;
- в старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют ;
- в подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ. Однако на начальном этапе могут возникнуть трудности: дети не всегда могут абстрагироваться от символа, условного изображения, начинают рассказывать об элементах схемы, а не о предмете познания. Это проблема возникает у отдельных детей на первом этапе и длится не долго. Так же работа может быть затруднена на некоторых этапах из – за небольшого изобразительного опыта детей, а в младшем возрасте – из- за незнания букв, цифр, знаков. Чтобы преодолеть некоторую робость и неуверенность в поиске символов самими детьми, можно использовать «зарисовку» загадок. Такие зарисовки вызывают заметное оживление радость. Например «без окон и дверей полно горница людей» и т. д. Хочу акцентировать ваше внимание на том, что опорная схема не решает всех проблем связной речи, это как стержень, на который нанизывается материал, не застывшая модель, а постоянно дополняемая новым материалом система, поэтому необходимо:
- систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы);
- лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов);
- грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).
- фонетический контроль;
- совершенствование диалогической речи;
- обучение составлению плана, его запоминание;
- объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание;
- использование зрительных опор – схем.
Анализируя результаты проведенной работы, хочется отметить, что использование планов - схем при составлении описательных рассказов, заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.
Аналогические схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, рассказов по картине и серий картин, для придумывания загадок о предметах, заучивании наизусть.
Применение опорных схем способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.
Методику, с которой я вас сегодня познакомила, в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В. К. – называет эту методику сенсорно – графическими схемами.
Ткаченко Т. А – предметно – схематичными моделями.
Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Но как бы ее не назвали суть от этого не меняется, а эффективность использования в нашей с вами работе очевидна, т. к. традиционные методики развития связной речи не всегда можно применить в полной мере, потому что современные дети страдают нарушением внимания, памяти, недостаточным уровнем развития логического мышления и речи, целостного восприятия. А данная методика помогает и ускоряет процесс овладения этим видом связной речи.