Унгурян Светлана Викторовна
Образовательное пространство ДОУ для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л. А. Венгер.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.
Публикация «Образовательное пространство ДОУ для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Задача педагога - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать предметно-развивaющую среду в группах детского сада. При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка : опыта освоения средств способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
При подборе элементов предметно-пространственной среды для математического развития детей и их размещении опираемся на принципы построения предметно-пространственной среды, возрастные особенности детей и на требования программы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т. п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.
В нашей группе создан математический уголок - это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами.
Для формирования представлений о количестве и счете, ориентировки во времени и пространстве, представлений о величине и форме в математический уголок можно поместить:
1. Счетный материал : игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2. Комплекты цифр для магнитной доски.
3. Занимательный и познавательный математический материал : доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры : 4. Наборы геометрических фигур
5. Наборы объемных геометрических фигур.
6.«Волшебные часы» : модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.
7. Счеты напольные и настольные.
8. Счетные палочки.
9. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками. игры-головоломки на комбинаторику («15»);
10. Головоломки-лабиринты.
11. Часы песочные (на разные отрезки времени);
12. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
13. Настольно-печатные игры.
14. Наборы моделей: деление на части (2-8).
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Наполнение других уголков и центров также можно использовать для развития математических представлений :
Театральный уголок- при постановке сказок или настольных театров можно закреплять счет: который по счету? Сколько героев? Кто будет первым, вторым и т. д. Уголок здоровья- ростомер (кто выше- ниже?)
В кукольном уголке - можно посчитать синие тарелки, красные тарелки; какая тарелка больше, какая меньше?
Уголок ИЗО – раскраски с цифрами, трафареты с фигурами или цифрами.
В туалете, ванной комнате, спальной – на шкафчиках и кроватках рядом с картинками можно располагать и цифры (При этом лучше сделать, чтобы у ребёнка совпадали цифра на шкафчике с полотенцем, с цифрой на шкафчике в раздевалке и цифрой на кровати. Каждый день можно считать и спрашивать - какой по счету шкафчик.
В физкультурном зале : оборудование и предметы, напоминающие фигуры (мягкие модули в виде пирамиды, обручи, конусы, мячи и т. п.) , линии, круги и флажки разных цветов, что позволяет закреплять знания об основных цветах, фигурах.
Во время режимных моментов так же можно формировать и закреплять математические представления детей, используя окружающие нас предметы и явления. Например: во время уборки игрушек можно предложить мальчикам поставить все маленькие машинки на полку, большие — под стеллаж, а девочкам — посадить за один стол больших кукол, а за другой — маленьких.
На прогулке предложить детям сделать из мокрого песка куличики с помощью формочек разного размера. Собрать вместе с ребятами опавшие листья в букеты разных размеров. Скатать из снега снежки и посчитать их, сравнить количество, больше меньше.
Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.