Башмакова Татьяна Михайловна
Консультация для педагогов «О значение занимательного материала в развитии математических представлений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«О значение занимательного материала в развитии математических представлений дошкольников»
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, или испугало. Поэтому основная задача педагогов сделать так, чтобы детям было интересно заниматься математикой. Тогда дети и сами не заметят, как научатся математическим представлениям.
Математика - является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.
Занимательный разнообразный элементарный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Первый вид занимательного математического материала - это дидактические игры. Основное их назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Благодаря дидактическим играм у детей формируются новые знания. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей- это игры :
1. с цифрами и числами
2. с геометрическими фигурами
3. путешествие во времени
4. на ориентировку в пространстве
5. на логическое мышление.
Игры с числами и цифрами : «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей», «Один – много», «Космонавты», «Сластена».
Игры с геометрическими фигурами. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя или закрепляя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Назови предмет, похожий на. круг, квадрат и т. д». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры», «Цвет, размер, фигура». «Изучаем формы», «Вкладыши»., «Разложи фигуры одного цвета»,
Игры по разделу «Величина» - «Сравни фигуры»- «Разложи рыбок по величине в аквариумы», «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого», «Расставь елочки от маленькой до большой или от большой до маленькой», «Что длиннее», «Назови противоположное слово» и т. д.
Игры на ориентировку во времени - «Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра», «Живая неделя» и т. д.
Игры на ориентировку в пространстве - «Где что находиться?», «Жмурки», «Положи снежинку», и т. д.
В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающих в ряду фигур и т. д. «Какой фигуры не хватает?», «Найди такой же», «Что здесь лишнее?» и т. д.
Занимательный материал – Палочки Кюизенера. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
Игра «Форма, цвет, размер». Цель игры VAY TOY (Вейтой) - поэтапно учить ребенка определять цвета, размеры и формы фигур. Это прекрасный повод для общения и стимулирования речи. Игра направлена на развитие логики, внимания, памяти (слайд)
В игре есть разные варианты игры- разложить все геометрические фигуры по размеру и цвету в соответствии с расположением их на игровом поле.
- в верхнем ряду разложить все большие круги, во втором ряду – все большие квадраты. В третьем ряду – все большие треугольники.
В третьем варианте детям дается задание по углам разложить все круги в соответствующие углы определенного цвета.
Разнообразие игры велико, с возрастом может усложняться, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Игра «Круги Луллия» - позволяют решать задачи по ФЭМП:
- составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание на наглядной основе;
- закреплять состав числа из двух меньших чисел;
- называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
Например игра «Подбери цифру»
Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов. Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее кольцо- картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Круги Луллия кажутся детям загадочными и даже волшебными - настолько необычно выглядит этот дидактический материал. Суть этой игры заключается в поиске логических пар и их соединение путём прокручивания колец игры. Взаимодействие с головоломкой делает игру ещё более интересным для ребёнка и способствует развитию мелкой моторики.
B комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике большая роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям.
К математическим развлечениям относится: головоломки, лабиринты, ребусы, игры на пространственное преобразование, игры с счетными палочками и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
Например, головоломки могут быть:
- арифметическими (угадывание чисел,
-геометрическими (разрезание бумаги, выкладывание из счетных палочек фигур и предметов,
-буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады).
-есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Например:
Из счетных палочек по образцу составить геометрические фигуры, предметы.
Из ниток составить последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольник и т. д.
Математические игры - это те игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключении.
Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? Каким пришел петушок к зайчику? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
В сказке «Три медведя» - и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький,соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т. д.
Таким образом, занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеучебное время.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», шашки, игры с счетными палочками, развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
В основе каждой головоломки разные фигуры и разное количество частей.
Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы);
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы) и т. д.
Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Например: Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат,
Сколько будет всех ребят? (5)
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, желания проявлять умственное напряжение логике и доказательности рассуждений, сосредоточивать внимание на проблеме, воспитывать усидчивость и самостоятельность. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на уроках математики системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Опыт работы показывает, что знания, данные по математическому развитию в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться. Учение должно быть радостным!
Используемая литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. –М., «Мозаика-Синтез» 2015 г.
2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе» И. А. Пономарева, В. А. Позина 2009год
3. «Математика в детском саду» В. П. Новикова - 2005 год
4. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» - М. :Просвещение, 1982.
5. Ерофеева, Т. И., Павлова, Л. Н., Новикова, В. П. «Математика для дошкольников»: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1992.
6. Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", М