Марина Лощилова
Доклад «Непосредственно-образовательная деятельность в бассейне как одна из форм оздоровительной работы в детском саду».
▼ Скачать + Заказать документы
1. БАССЕЙН КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
Плавание- одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка- содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Это дети группы риска, то есть дети с ослабленным здоровьем. Именно им в качестве профилактики и лечения необходимы занятия плаванием. Каждому ребёнку, посещающему детский сад, рекомендованы занятия плаванием.
Публикация «Доклад „Непосредственно-образовательная деятельность в бассейне как одна из форм оздоровительной работы в детском саду“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Заболевания сердечно-сосудистой системы. Плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех у кого ослаблена сердечная деятельность. При плавании органы кровообращения ребёнка находятся в облегчённых условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение её к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Систематические занятия плаванием, купание, благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников.
Ортопедические и хирургические заболевания. Опорно-двигательный аппарат ребёнка находиться в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребёнка мягкий, эластичный. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовав деформацию. При плавании подъёмная сила воды, поддерживающая ребёнка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевания плоскостопием. В процессе плавания развивается координация. Ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.
Заболевания центральной нервной системы. У ребёнка дошкольника в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения ещё преобладают над процессами торможения. Поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые и импульсивные, внимание не устойчивое. Во время занятий плаванием дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Правильное физическое воспитание ребёнка немыслимо без закаливания его организма. Самый эффективные средства закаливания- воздух, солнце и вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Непосредственно-образовательная деятельность плаванием оказывают на ребё нка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции.
2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ В ДОУ
Для успешного обучения детей плаванию, организую непосредственно-образовательную деятельность в комплексе с другими формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Кроме того, положительный результат в работе по укреплению здоровья и закаливанию получаю при сочетании непосредственно-образовательной деятельности в бассейне с рациональным режимом дня на протяжении всего обучения. Режим дня строится с учётом времени посещения бассейна и предусматривает : пребывание детей на свежем воздухе, своевременное проведение непосредственно-образовательной деятельности, приём пищи, сон, игры и т. д.
Непосредственно-образовательную деятельность (НОД) провожу не ранее чем через 40-50 минут после приёма пищи. В условиях ДОУ наиболее приемлемо время для проведения НОД по плаванию- это время до обеда: с 9-00 до 12-00 часов.
Наилучшей формой проведения НОД считается подгрупповая. Для этого группу детей разделяю на подгруппы, численность не более 8-10 человек. Комплектуя подгруппы, обращаю внимание на физическую подготовку детей и успешность освоения ими плавательных движений.
Перед началом НОД медицинская сестра осматривает всех детей на наличие или отсутствия заболевании кожного покрова. Дети раздеваются в раздевалке бассейна под присмотром воспитателя и инструктора по плаванию. Аккуратно складывают или вешают одежду в кабинки. Моются под душем, надевают купальные плавки (мальчики) или купальники (девочки) и проходят в зал, где непосредственно находится чаша с водой (бассейн).
Перед тем как войти в воду, на «суше» провожу специальный комплекс упражнений (разминку); повторяем с детьми правила поведения в бассейне, затем провожу непосредственно-образовательную деятельность. За 15 минут до окончания НОД с первой подгруппой, воспитатель готовит следующую подгруппу. После выхода из воды, дети ополаскиваются душем, насухо вытираются полотенцем, одеваются в халаты, собирают купальные принадлежности и вместе с воспитателям идут в группу, где переодеваются в свою обычную одежду.
Продолжительность НОД для детей:
2 младшая группа-20минут;
Средняя группа-20-25 минут;
Старшая группа-25-30 минут;
Подготовительная группа-35-40 минут;
Для активизации представлений об изучаемых движениях в начале непосредственно-образовательной деятельности детям показываю наглядные пособия. Наглядные пособия объединены по следующим разделам: «погружения в воду с головой», «погружение с выдохом в воду», «Статическое (пассивное) плавание», «Скольжение в воде», «Плавание облегченными способами», «Движения ногами кролем на груди и на спине». С самого начала обучения знакомлю детей с терминологией, учу выполнять задания по описанию, чередуя целевые установки (на скорость, на точность и др.).Перед выполнением каждого упражнения проговариваем с детьми ключевые моменты предстоящего действия. Например, разучивая упражнение «Поплавок», вспоминаем следующие слова: вдох, обнять колени, задержать дыхание. Во время выполнения упражнений предлагаю детям про себя проговаривать отдельные элементы. Например, во время скольжения на груди, с последующей работой ног (при плавании способом «кроль») дети под счёт «раз», «два», «три» выполняют удары ногами.
В своей работе использую физические упражнения четырё х групп:
1. Общеразвивающие и специальные упражнения (выполняются на суше);
Как правило, начинаю с дыхательных упражнений и упражнений для мышц рук, затем выполняем упражнения для наиболее крупных мышц: груди, туловища, ног. Заканчиваю комплекс упражнений имитационными упражнениями, характерными для изучаемых способов плавания.
2. Упражнения для освоения в воде;
Упражнения для освоения в воде составляю на основе сюжетных движений. Они вызывают большой интерес у детей и позволяют им более осознанно выполнять движения. Физические упражнения должны приносить ощутимую пользу и доставлять радость. Это такие упражнения как «Поплавок», «Крокодильчики», «Морская звезда».
3. Подвижные игры и эстафеты в воде;
Учитывая возрастные особенности дошкольников, исключила из непосредственно-образовательной деятельности упражнения соревновательного характера. Задания игрового характера позволяют повысить эффектность обучения плаванию детей. При проведении НОД игрового характера, создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует более успешному усвоению упражнений, таких как «Охотники и утки», «Поезд в тоннель», «Достань шайбу».
4. Упражнения для освоения техники плавания;
Согласно рекомендациям Н. Ж. Булгаковой, при разучивании того или иного способа плавания, раздельно изучаем движения ног, рук, ног и рук в сочетании с дыханием в целом, а затем соединяем их. В детском саду изучаем и осваиваем технику плавания «кроль».
Типичные ошибки в технике выполнения упражнений исправляю в определённой последовательности. Ошибки в значительной степени обусловлены общей физической и координационной подготовленностью детей. Стремлюсь к тому, чтобы дети обязательно освоили общую схему выполняемого действия. Исправлять начинаю с основной ошибки, что, как правило, приводит к устранению второстепенных ошибок.
В связи с высокой подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов у дошкольников, они с трудом осваивают движения, требующие большой точности и чёткости исполнения. Эти качества вырабатываются в процессе длительного периода обучения.
Успешность обучения определяется также вниманием детей в течение всей непосредственно-образовательной деятельности. Для этого использую следующий приё м: задания выполняются в различном темпе, что способствует повышению подвижности нервных процессов и совершенствованию замыкательной функции центральной нервной системы. Дети дошкольного возраста в силу своих анатомо-физиологических особенностей лучше переносят кратковременные нагрузки, поэтому в отдельных упражнениях нагрузка может быть достаточно интенсивной, а паузы активными: дети выполняют упражнения, не требующие больших физических усилий. Нагрузка на непосредственно-образовательной деятельности носит непостоянный характер : самые интенсивные упражнения выполняются обычно в середине непосредственно-образовательной деятельности, когда организм детей уже подготовлен к активной деятельности.
Таким образом, непосредственно – образовательная деятельность плаванием- это эффективное средство оздоровления и физического развития ребёнка дошкольного возраста.