Елена Шепелева
Значение утренней зарядки для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему Значение утренней зарядки для дошкольников"
Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня.
Помните слова из песенки: «Он весь день куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него».
Публикация «Значение утренней зарядки для дошкольников» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Так и есть! Потребность в движении заложена в малыше с рождения. И воспитатели должны не только помочь ребенку гармонично развиваться, осваивать новые навыки и умения, но и не отбить желание заниматься спортом в будущем.
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.
В семье растет ребенок. Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. «В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой, гимнастикой». (К. Д. Губерт, М. Л. Рысс, 1981 г.) Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости, двигательной активности детей уделяется в детском саду. Не случайно в программе воспитания и обучения детей вопрос здоровья стоит на первом месте.
Актуальность данной темы заключается в том, что утренняя гимнастика, с элементами игровых упражнений, выполняемых утром после сна, способствует ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию.
Основная задача утренней гимнастики - перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.
Все мы знаем, что, спеша на работу или по другим делам родители редко пытаются провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом.
Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным.
Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака, поэтому родители должны привести ребёнка в детский сад без опозданий так, чтобы ребёнок успел её сделать.
Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» ребенка на весь предстоящий день.
Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах. В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас мало подвижных детей.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности.
И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь.
Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Вспомните, как вы встаете по утрам, особенно зимой, когда так и хочется еще понежиться в постели? Вам трудно встать? А ребенку? Необходимость сразу после пробуждения приступить к выполнению упражнений требует волевых усилий, а значит, воспитывает у ребенка волю; настойчивость, дисциплину.
Комплексы, входящие в утреннюю гимнастику, я беру из методических пособий или составляю сама, чаще - с использованием пособий: гимнастических палок, мячиков, гантелей, кубиков. Детям особенно нравятся упражнения со стульчиками, скамейками.
Наш детский сад посещают дети с различными группами здоровья, поэтому в утреннюю гимнастику мы стараемся включать упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия. Не забываю и о дыхательной гимнастике, которую использую не только на утренней гимнастике, но и на занятиях.
Утреннюю гимнастику провожу в игровой форме. Вы можете спросить: «Надо ли постоянно играть с детьми?». Уверена, надо.
Во-первых, чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. По утрам некоторые из них плачут, ссорятся, «требуют» маму, не идут на контакт, иногда просто не хотят ничем заниматься. Какая уж тут гимнастика! А вот поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, улыбка, веселый танец, музыка приводят детей в нормальное состояние. Они перестают плакать, начинают заниматься - уже хорошо.
Во-вторых, игра нужна для того, чтобы заинтересовать дошкольников новыми знаниями, чтобы им захотелось на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким мышатам, чтобы, одновременно получая информацию и двигаясь, они познавали окружающий мир, учились любить его и действовать в нем.
Каждый комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой сюжет, героем которого является интересный и знакомый детям персонаж. Заранее подготовленные костюмы, шапочки, маски, красивые, яркие игрушки привлекают внимание детей, заставляют эмоционально, радостно выполнять упражнения.
Утренняя гимнастика пройдет гораздо эффективнее, если будет сопровождаться музыкой, которая воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.
Для утренней гимнастики подбираются известные детям упражнения, простые по структуре. После интенсивных двигательных нагрузок необходимо упражнение для восстановления дыхания.
Последовательность упражнений классическая: сначала для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища.
Используются различные исходные положения; стоя, сидя, лежа на спине и на животе.
Иногда в утреннюю гимнастику включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаю скороговорки и чистоговорки для заучивания четкого произношения, развития памяти у детей, упражнения для профилактики плоскостопия (нарисуй солнышко ногой, ходьба по скакалке, переложи шишки ногой и т. д.).
Времени на утреннюю гимнастику отводится немного, поэтому пояснения и указания педагога должны быть четкими, краткими, понятными для детей.
Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности дошкольника, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утренней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и двигательную активность дошкольника.
Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности дошкольника, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утреней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и двигательную активность дошкольника.