Татьяна Акатова
Доклад для педсовета «Трудовое воспитание в детском саду: структура, цели, задачи, условия трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ :
СТРУКТУРА. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,
УСЛОВИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Публикация «Доклад для педсовета „Трудовое воспитание в детском саду: структура, цели, задачи, условия трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В 1919 году на I съезде по дошкольному воспитанию было определено содержание труда и требование к нему.
Обязательный труд :
1. Труд по самообслуживанию
2. Работа в саду, огороде
3. Ручной труд с различными материалами
4. Привлечение детей к уборке стен
Требования :
1. Учитывать возрастные особенности
2. Труд должен быть посильным
3. Труд должен быть понятым по цели
4. Должен доставлять радость
В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию была выделена задача : воспитание коллективизма в труд и игре.
В 1924 на III съезде по дошкольному воспитанию пересматривалось содержание работы в детских садах в связи с введением программы единой трудовой школы (1 класс и старшая группа). Предпочтение стало отдаваться общественному и производственному труду. Подчеркивалось важность совместного труда детей и взрослых.
В 1929 году IV съезд по дошкольному воспитанию рассматривалось методы трудового воспитания.
В 30-е-40-е годы намечается новое представление во взглядах : необхо-димость сочетать собственную деятельность детей с наблюдениями за трудом взрослых. Рассматривался вопрос о связи игры с трудом. «Игры и трудовые занятия в детском саду / 1953г. / Р. И. Жуковская.
В военные годы мало внимания уделяется трудовому воспитанию, но в программе воспитания 1962г., начиная с 3-его года жизни ребенка З. Н. Борисова и В. Г. Нечаева определили содержания систематического трудового воспитания, но акцент делался на наблюдение за трудом взрослых. Только исследования Я. З. Неве-рович экспериментально было доказано, что знания, несоединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.
С 1961 года начинаются углубленные исследования проблемы трудового воспитания. В этих исследованиях рассматривались вопросы о содержании, методах, средствах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка.
Отличия труда от игры.
1. Ребенок при игре действует в воображаемом плане, а трудовая деятельность в реальной обстановке.
2. Труд – есть результат, игра – нет.
3. В игре ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.
4. Спецификой труда дошкольников является, то что он носит воспитывающий характер
5. Общественная значимость труда заключается в том, что удовлетворяется потребность в самоутверждении, познании собственных возможностей, труд сближает ребенка со взрослым.
Структура трудовой деятельности.
1. Цель: дети сами не могут ставить цель в труду, потому что они не могут удерживать в памяти учебную задачу. Действия их носят нецеленаправленный характер, а процессуальный (ведущая роль в младшем дошкольном возрасте принадлежит взрослому). Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях могут ставить цели сами, могут осознавать и отдаленные цели.
2. Мотивы
общественной значимости (сделать что-нибудь полезное для кого-то);
воспитательные мотивы;
получить положительную оценку взрослого;
повод вступить в общение со взрослым.
3. Планирование включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных компонентов, этапов, так и результат в целом. Ребенок должен представлять деятельность до конца.
4. Процесс труда. В процессе труда воспитываются трудовые навыки, настойчивость, потребность делать все аккуратно и правильно.
5. Результат труда. Для младших дошкольников важна положительная оценка взрослого. Старшего дошкольника интересует достижение практического материально представленного материала.
Задачи трудового воспитания.
1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельности, приобретение им трудовых навыков и умений.
2. Развитие личности ребенка в труде : развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений детей в процессе трудовой деятельности, приобретение социального опыта взаимодействия (стремление оказывать помощь друг другу).
Виды труда.
1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места.
2. Хозяйственно-бытовой труд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда : труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.
3. Труд в природе. Содержание труда : уход, выращивание растений. Специфика:
результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых);
часто имеет отстроченный результат (надо ждать, у детей выраба-тывается выдержка, терпение);
ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность.
позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.
4. Ручной и художественный труд.
Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:
1. дети сами изготавливают поделки;
2. дети учатся украшать своими изделиями группу, участок.
5. Умственный труд. Этот вид труда выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой вид деятельности.
Формы и организация труда.
1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуаль-ных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.
2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели (разное дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум).
3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно, отвечает, имеет свой участок и отвечает только за себя.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей и зависимость каждого от темпа качества работы других. Буре Р. М. распределяет детей по звеньям, каждое звено имеет своё трудовое задание.
Коллективный труд в нем наряду с трудовыми задачами решаются нравственные задачи : дети договариваются о разделении труда, помогают друг другу. Эта форма организации способствует воспитанию коллективных взаимоотношений.
Не каждый общий и совместный труд является коллективным, но коллективный труд является совместным. Рекомендуется, что общий труд возможен в средней группе, а совместным (коллективный) в старшей и подготовительной к школе группах.
Условия организации трудовой деятельности
1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость). Этому способствует музыкальное сопровождение : если дети заняты ручным трудом –тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.
2. Совместный труд детей со взрослыми (с родителями, с воспитателями)
3. Обсуждение результатов труда и пооощрение (значки, медали) .
4. Организация материальной среды и трудового оборудования.
Трудовое оборудование должно быть :
• подобрано в соответствии с возрастом;
• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;
• хватать всем детям.
5. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
6. Трудом нельзя наказывать.
7. Трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания.