Наталья Лысцова
Доклад «Совместная деятельность взрослых и детей в усвоении знаний основ безопасного поведения на улицах города»
▼ Скачать + Заказать документы
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.
Обучение детей безопасному поведению на улицах города мы построили в несколько этапов:
1 этап работы – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог.
Публикация «Доклад „Совместная деятельность взрослых и детей в усвоении знаний основ безопасного поведения на улицах города“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2 этап работы – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил.
3 этап работы – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии.
4 этап работы – формирование у детей чувства ответственности. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования.
5 этап работы – развивать у детей чувство контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Мы составили перспективный план по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах города. В своей работе мы опираемся на методическую литературу:
-Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, Е. П. Протасова «Безопасность на улице». Программно-методическое пособие. При содействии ГИБДД. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.
3-7 лет. Изд. Дом «Карапуз» Москва 1999.
-Т. Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. Центр пед. образования. Москва 2007.
- Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку». Перспективное планирование, занятия, досуг. «Изд. Скрипторий 2003».
Москва 2007.
В процессе воспитания безопасного поведения у детей мы учитываем следующие моменты:
- важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
- в детском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге (в роли пассажира или водителя детских транспортных средств);
- воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо выходить к дороге, наблюдать за реальной дорожной обстановкой, рассказывать и объяснять, что происходит;
- занятия проводятся не только по графику и плану, а используется каждая возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и пр., чтобы помочь детям полностью усвоить правила;
- развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения на улице;
- как можно больше упражняться с детьми в играх, заданиях, соревнованиях по определению расстояния (далеко-близко, скорости (быстрее-медленнее, размеров (больше-меньше, видимости (кого видно, кого не видно, заслонен ли транспорт) и др.
Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия и атрибуты. Создавали мы их постепенно. Сделали макеты светофора и дорожных знаков для занятий и игр. Приобрели ковровое покрытие с изображением города, автомобильных дорог, пешеходных переходов для упражнений детей в правильном переходе улицы. Для занятий приобрели разные виды грузовых и легковых автомобилей, спецтранспорт, автобусы и другие виды транспорта; а также деревянный конструктор с изображением улицы (дома, люди, деревья). Приобрели настольно-печатные игры: лото «Дорожные знаки»; игры «Правила дорожного движения» (для малышей); «Юные автомобилисты»; «Чрезвычайные ситуации во время прогулки»; «Опасно-безопасно»; настенные картины, плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, аудиозаписи.
Обучение детей правилам дорожного движения мы проводим и в свободное от занятий время. Все обучение проводится в игровой форме. Работу проводим в виде игр: дидактических, настольных, сюжетно- ролевых, подвижных, игр-драматизаций.
Работа по изучению правил безопасного поведения проводиться в тесном контакте с родителями.
Мы разработали и поводим консультации для родителей:
Консультация: «Основы безопасности жизнедеятельности: перечень
необходимых рекомендаций для родителей»;
Консультация: «Родителям о правилах дорожного движения»;
Консультация: «Как использовать движение родителей за руку с ребёнком в детский сад для обучения его безопасности?»
Мы знакомим родителей с работой, которую проводим в группе, рассказываем об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог. Родители и сами смогут убедиться в прочности навыков дорожной безопасности у собственного ребенка, при создании ситуации взаимодействия детей и взрослых. Например, родители и дети вместе сооружают постройку – макет городской улицы; участвуют в игровых дорожных ситуациях; участвуют в совместных досугах, играх-викторинах. Где предлагают друг другу проблемные вопросы типа: «Как бы ты поступил, если…»; загадывают друг другу загадки, связанные с правилами дорожного движения и др.
Составили памятку для родителей «Знания, умения и навыки безопасного поведения на улице» доступные детям дошкольного возраста.
Многим родителям, к сожалению, свойственно заблуждение, будто бы ребенка надо учить безопасному поведению на улицах где-то с пяти-шести лет, с приближением времени, когда ребенок пойдет в первый класс.
Так думать опасно! Ведь у ребенка целая гамма привычек возникает с самого раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части улицы. Именно поэтому время движения с ребенком по улице, начиная буквально с 1,5- 2 лет, надо использовать для тренировки у него комплекта «транспортных» привычек.
Совместно с родителями планируем целевые прогулки на темы:
«Прогулка по ближайшим улицам»;
«Знакомство с различными видами светофоров и их работой»;
«Наблюдение за работой регулировщика»;
«Городской транспорт»;
«Как переходят улицу»;
«Прогулка к станции метро»;
«Знакомство с перекрёстком»;
«Дисциплинированный пешеход».
Важно объяснять родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице, постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
А всегда ли мы, взрослые подаем ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, автобус, троллейбус?
Нарушая правила дорожного движения, взрослые как бы негласно разрешают нарушать их своим детям!
В нашей группе подобрана информация на эту тему, расположена на стенде для родителей, предложены методы закрепления правил безопасности при совместной деятельности детей и родителей, совместные развивающие игры, список рекомендованной художественной литературы, просмотр диафильмов, а также совместная художественно-творческая деятельность.