Юлия Польшина
Сказкотерапия в рамках семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Сказкотерапия в рамках семейного воспитания»
Составитель: Польшина Юлия Николаевна
Сказкотерапия в рамках семейного воспитания.
«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ».
С. Соловейчик.
Публикация «Сказкотерапия в рамках семейного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Пути повышения эффективности обучения и воспитания детей ищут во всех странах мира. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания. В ДДИ №4 с 2014 года появились новые принципы организации жизни детей, образованы семейно-воспитательные группы по модулю «Дом как дома», где основная цель состоит в том, чтобы создать для ребенка условия, близкие к проживанию в семье. В нашей группе мы стараемся создать максимально комфортные условия для жизни детей.
Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.
Зачем читать вместе?
1. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.
2. Совместное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку.
3. Чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
4. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
Читая ребёнку, мы побуждаем его к разговорам, даем возможность соучастия и проявления чувств. Это помогает ему, расти эмоционально и духовно сближает.
Когда вы читаете ребёнку, Вы даёте ему понять, что чтение – прекрасное занятие.
Сказки- особая фольклорная форма, призванная рассказывать детям о добре и зле, воспитывать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость. Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся. Уважай старших», но в ее содержание заложен урок, который они постепенно усваивают.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Основные методы, используемые в сказкотерапии :
– Рассказывание сказки.
– Рисование сказки.
– Сочинение сказки.
– Изготовление кукол.
– Постановка сказки.
В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения.
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.
А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок : «Мишка», «Зайка»; Читали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.
Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием театров «Настольный театр», «Театр живой руки». Театральная деятельность очень важна в развитие речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу: познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Не редко мы читаем русские народные сказки. Одежда, посуда, избы, русская печь все это всплывает в воображении как яркие атрибуты русского народа. Знакомя с русскими народными сказками, используем изобразительную деятельность.
Мы рисуем не только карандашами и красками, а так же используем нетрадиционные методы рисования (пальчиками, отпечатки листьев, пластилином и прочее). Изученный материал лучше усваивается, если его изобразить на листе бумаги.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкатерапия это замечательный метод помогающий развитию ребёнка, он снимет стресс, а также помогает наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
Спасибо за внимание!