Беккер
Конспект индивидуальной консультации «Как победить застенчивость у ребенка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной консультации
ФИО консультируемого: Тарасюк Екатерина Дмитриевна
Тема консультации: «Как победить застенчивость у ребенка»
Цель консультации: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний и практических умений по преодолению застенчивости ребёнком.
Предварительная работа: разработка памятки, подготовка воспитателем речи для индивидуальной консультации, приглашение родителя на индивидуальную консультацию.
1. Вступительное слово воспитателя (сообщение темы, постановка проблемы) (5 минут)
Темочки:
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Здравствуйте Екатерина Дмитриевна! Благодарю Вас, что откликнулись на моё приглашение побеседовать о Веронике. Вероника старательная, аккуратная девочка. Все делает не спеша, но очень тщательно. На занятиях внимательна, активно работает самостоятельно. Однако я заметила, что Диана испытывает некоторые трудности в ситуациях общения. Выказывает робость, стеснение при обращении к ней как взрослых, так и других детей.
Например, на занятиях Вероника не отвечает на обращенный к ней вопрос даже, если знает ответ или его просто нужно повторить, или отвечает очень тихо. В играх участвует только с некоторыми 1-2 детьми. Предпочитает наблюдать за игрой других. Отказывается выступать на утренниках и не объясняет причину отказа, то есть начинается замыкаться в себе.
2. Основная часть (информативная часть) (10 минут)
Застенчивость – это комплекс ощущений неловкости, растерянности, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.
Признаки застенчивости у ребёнка средней группы могут включать:
1. Неохотное вступление в контакт с посторонними людьми. Ребёнок теряется при обращении к нему взрослых, с трудом отвечает на вопросы.
2. Избегание смотреть в глаза при общении. Молчание, отсутствие первого начала беседы, не поддержание её, не задавание вопросов.
3. Ответ на заданные вопросы тихим голосом, с видимой неохотой.
4. Предпочтение играть в одиночку, либо с одним и тем же сверстником.
5. Избегание «ведущих» ролей в совместных играх, довольствование «второстепенными».
6. Малоинициативность.
Причинами же застенчивости могут являться следующие факторы:
1. Особенности темперамента. Чаще всего застенчивыми становятся меланхолики и флегматики.
2. Пример значимого человека. Если кто-то в окружении малыша застенчив, ребёнок может брать с него пример.
3. Воспитание. Частые наказания и запреты формируют у ребёнка неуверенность в своих силах и, как следствие, застенчивость.
4. Нарушение адаптации. Если процесс адаптации пройдёт неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.
5. Социальная среда. Например, повышенная опека или, наоборот, отдалённость от душевных проблем ребёнка. Не обеспечивается моральный комфорт и поддержка, решения принимаются за ребёнка или его мнение не принимается во внимание.
Если не заняться этим вопросом своевременно, то произойдут неприятные последствия:
1. Боязнь общения с новыми людьми. Это лишает ребёнка новых интересных знакомств и опыта.
2. Лёгкая поддаваемость влиянию со стороны окружающих. Ребёнок не выражает своё мнение, а следует чужому, даже если оно ему чуждо.
3. Окружающие не могут объективно оценить силы и возможности застенчивого ребёнка. Они могут недооценивать его потенциал или, наоборот, переоценивать его, что приводит к проблемам в усвоении школьных знаний.
4. Неспособность чётко мыслить и ясно излагать свои мысли. Невнятная речь и нелогичность изложения ведут к непониманию.
5. Чрезмерная фиксация на себе и отсутствие внимания к окружающим. Это вызывает неодобрение окружающих и ведёт к ещё большему отчуждению со стороны общества.
6. Склонность держать и копить эмоции в себе. Это неблагоприятно сказывается на психологическом здоровье и рано или поздно может привести к серьёзному эмоциональному взрыву.
7. Боязнь задавать вопросы. Из-за этого ребёнок теряет возможность получить интересующую его информацию.
Во избежание этих последствий Вы можете помочь преодолеть ребёнку свою застенчивость с помощью следующих действий
1. Не сравнивать с другими детьми и не акцентировать внимание на неудачах. Наоборот, подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи.
2. Говорить спокойным, мягким голосом, исключив громкие резкие интонации. Когда просите ребёнка о чём-либо, обратитесь к нему по имени, ласково прикоснитесь.
3. Чтобы избежать лишней нервозности со стороны ребенка, стоит заранее рассказывать ему о предстоящих событиях, что именно его там ждёт, как лучше себя вести.
4. Интересуйтесь мнением ребенка, советуйтесь с ним, чтобы он чувствовал свою значимость.
5. Вместе с ребёнком составьте список фраз, которыми можно начать беседу с разными людьми. Проиграйте каждую ситуацию, меняйтесь ролями, чтобы ребёнок научился самостоятельно пользоваться фразами
Также Вы можете использовать интересные упражнения, которые помогут ребёнку открыться, стать увереннее, например:
«Угадай эмоцию»
Родитель показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а ребёнок называет ее и старается воспроизвести. За выполнение может вручаться жетон/ наклейка. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость).
«Неоконченный рассказ». Предложите ребёнку продолжить рассказ, начатый вами, например: «девочка пошла гулять на улицу и…»
«Сказочное волшебство». Назовите ребёнку сказочного персонажа с отрицательными чертами характера, пусть ребёнок придумает сказку, в которой этот персонаж становится положительным героем.
«Дотронься до.» Предложите ребёнку касаться того что вы назовёте и выполняйте это вместе с ним, например: дотронься до ушей (ребёнок касается ваших ушей, а вы его. Дотронься до коленей, носа, губ, плеч, щёк, ладоней, носков, живота и тд)
3. Интерактивная часть (практическая часть, взаимодействие с родителями) (15 минут)
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая при условии объединения усилий воспитателей и родителей.
Екатерина Дмитриевна сейчас я Вам предлагаю попробовать обыграть некоторые упражнения
Начнём с упражнения "Угадай эмоцию», Вы садитесь с Вероникой напротив друг друга, и предлагаете ей назвать эмоцию, которую вы показываете, а потом она должна повторить её. После успешного выполнения можно вручить ей наклейку или жетон. Это упражнение позволит её открыться, и не стесняться своих эмоций. Давайте попробуем, я буду показывать эмоции, а Вы отгадаете и повторите.
Теперь давайте попробуем упражнение «Сказочное волшебство». Вы садитесь с Вероникой удобно, и предлагаете из злого персонажа сделать доброго сочинив свою сказку. Например серый волк из сказки про трёх поросят. Вы помогаете Веронике перечислить злые черты характера волка, а потом придумываете сюжет. Это упражнение будет способствовать её инициативе, она не будет бояться проговаривать свои идеи и мысли.
4. Резюмирование. (определение чётких рекомендаций) (10 минут)
Предлагаю Вам в помощь памятку, в которой вы найдете для себя рекомендации, как вести себя с ребенком, и картотеку игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и преодоление застенчивости и робости.
Памятка «Как помочь застенчивому ребенку»
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе.
- Повысьте уровень самооценки.
- Необходимо избегать постоянного проявления беспокойства о ребенке и не пытаться защищать его от всех вымышленных опасностей.
- Предоставьте ребенку больше свободы.
- Не старайтесь все делать за ребенка.
- Расширяйте круг знакомств.
- Поощряйте его игры со сверстниками.
- Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.
- Используйте упражнения, которые были рекомендованы
- Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться!
Рефлексия
Екатерина Дмитриевна, вам была полезна данная консультация? Вы будете придерживаться рекомендаций? Для прослеживания динамики предлагаю вам встретиться на повторную консультацию с вашим воспитателем через две недели.
Спасибо Вам за встречу! Всего хорошего!