Екатерина Фадеева
Развитие эмоциональной сферы в рамках проекта «Радуга эмоций» у детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции - это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Для психического здоровья человека очень важно его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, сотрудники дошкольного учреждения стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры зависит уровень общего развития ребенка. Неумение детей правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке лучше мыслит, лучше понимает свои переживания.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы в рамках проекта „Радуга эмоций“ у детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо :
* безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
* позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
* равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
* обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах, непосредственно общаться со сверстниками;
* гибкий, личностно-ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
* создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
* внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
* тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
* конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!»;
* тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием).
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:
* «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
* «уголок эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;
* «уголок эмоциональной разрядки», в котором мягкая мебель или модули с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
В процессе реализации проекта «Радуга эмоций» проводим непосредтвенную образовательную деятельность (НОД) с соответствующей тематикой.
В области «Художественно-эстетическое развитие» :
* на занятиях по Художественному творчеству
- разукрашиваем смайлики, рисуем им всевозможные мимические обозначения;
- скатываем шарики из пластилина с различными выражениями лица, обозначающими эмоции;
- размазываем пластилин по плоскости с изображением смайлика.
* на занятиях по Чтению художественной литературы
- обсуждаем не только поступки героев, но и их настроение, эмоции, чувства, переживания.
В области «Социально-коммуникативное развитие» :
* во время самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого и ребёнка разбираем ситуации, ориентируясь на эмоции друг друга;
* играем в Театр, где у ребёнка формируются умения выражать свои эмоции с помощью мимики, жестов, поз и интонации.
В области «Речевое развитие» :
* на занятиях по Коммуникации развиваем связную речь с помощью рассказов по картинкам, проговаривая чувства и эмоции главных героев, а также своё отношение к ним.
В области «Физическое развитие» :
* делаем Мимическую гимнастику
• Играем в подвижные игры
В области «Познавательное развитие» :
* Дорисовываем геометрическим фигурам, считаем весёлых и грустных зверюшек…
Работа по развитию эмоциональной сферы поможет педагогам почувствовать мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития