Папки-передвижки

Пути развития профессиональной компетентности педагогов в ДОУ

Веселова Татьяна Викторовна
Пути развития профессиональной компетентности педагогов в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

Районная Августовская конференция педагогических

работников 2024 года

Доклад на тему:

«Пути развития профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»

Подготовила учитель-логопед: Веселова Т. В.

пгт. Селижарово

Добрый день, уважаемые коллеги и участники конференции!

Я представлю вашему вниманию доклад по теме: «Пути развития профессиональной компетентности педагогов в ДОУ».

Но, разрешите начать нестандартно свой доклад, с притчи.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И мне хочется всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, тогда можно стать лучшим человеком, которым ты только можешь быть.

Теперь о действиях

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в ДОУ является ориентация на развитие личности дошкольника. Ребенок дошкольного возраста — это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Поэтому в качестве основной в ДОУ выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности обучающегося.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которым должен обладать и демонстрировать педагог становится умение учиться».

Следовательно, педагог должен обладать профессиональной компетентностью. Что, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей его профессионализма и мастерства.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности, единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и достижение стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, определены основные пути развития его профессиональной компетентности:

Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки

1. Как результат- продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов,

2. Как целенаправленный процесс обучения педагогов, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся.

3. Как целостную образовательную систему непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации работников образования,в том числе и он-лайн, муниципальные методические службы). Она включает в себя формальные и неформальные объединения педагогов.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию

Один из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности, т. к является не только диагностической, оценивающей процедурой, но и развивающей, прогностической, так как приводит педагога к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке.

Самообразование педагогов является важной ступенью развития профессиональной компетентности педагога.

Самообразование необходимо не только молодому специалисту. Педагог со стажем также имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

• Ведь в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта и понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, тем самым признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству: определяет методы, приемы, изготавливает дидактические пособия, внедряет современные подходы в структуру занятия.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов, открытые показы ОД не только внутри ОУ, но и за ее пределами.

Это способ ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная апробация своих идей на практике. Это возможность быть в курсе актуальных научных и практических педагогических проблем, это способ самому попробовать выдвинуть свою идею, обсудить ее с профессионалами, увидеть «слабые» моменты, которые нужно еще доработать. Участие в такого рода педагогических «встречах» дает толчок профессиональному росту, развивает умение выступать на публике и вести дискуссию. Этот список можно еще продолжать. Одно несомненно: подобные формы педагогических встреч – наиболее эффективное средство установления и поддержания связей среди педагогов.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагогов представлена следующими направлениями: апробация методических пособий,учебников, нового поколения, внедрение ФОП ДО, ФАОП ДО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями

С внедрением новых информационно – коммуникационных технологий, современный педагог получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, тем самым способствует повышению качества образования.

На текущий момент у современного педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных информационно-коммуникационных технологий – многочисленные электронные учебные пособия, Интернет, форумы для общения, банки данных, словари и справочники, дидактический материал, презентации, программы, автоматизированные системы, осуществляющие контроль, и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание образования, возможен интенсивный обмен информацией, прежде всего с коллегами, учениками и их родителями, партнерами извне, в силу этого процесс обучения принимает динамический характер.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.

Понять значимость конкурсов в жизни педагога может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы – важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат – интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

Когда ты читаешь положение конкурса, тебе кажется, что это просто невозможно. Но, на самом деле, стоит просто разбить большую задачу на подзадачи и найти группу поддержки, команду сопровождения, которые будут помогать и направлять. Очень многие талантливые педагоги не хотят участвовать в конкурсе. Они испытывают страх, волнение, не верят в то, что это возможно. Здесь важно преодолеть себя, осознать силу своего желания. Если есть желание, то будет все. Возможности педагогов, работающих с детьми, по истине безграничны. Для меня участие было определенной ступенью, возможностью рассказать о себе, о своем опыте. Я считаю, что важно не останавливаться в своем развитии, а открывать новые горизонты.

Формирование профессиональной компетентности – это процесс динамичный и цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет не только новые образовательные стандарты, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым педагогом поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Для этого я предлагаю следовать следующим принципам: «Раскрой себя! Найди себя! Пробуй! Планируй! Побеждай! Действуй!» Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию педагога, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога и писателя Василия Александровича Сухомлинского:

«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Литература

1. Бережкова О. В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж. Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.

2. Карелина Е. В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж. Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

3. Фадеева Е. И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж. Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

4. Федорова Л. И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М. : Педуниверситет «Первое сентября, 2014.

Публикации по теме:

«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути»«Как пройти в Ситцевую Страну?» Консультация для педагогов. Часть 2 «Начало пути» Сегодня мы, уважаемые коллеги, немножко отклонимся от собственно «ситцевых» стран и прочих волшебных континентов, а посмотрим с чего начинается.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути развития профессиональной компетентности педагогов в ДОУ
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пути развития профессиональной компетентности педагогов в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Веселова Татьяна Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД