Олеся Кокнаева
Доклад «Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день практически общепризнано, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты :
Публикация «Доклад „Психологическая готовность к школе: диагностика и развитие составляющих компонентов“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Диагностика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Физическая (функциональная) готовность.
2. Интеллектуальная готовность.
3. Эмоционально-волевая готовность.
4. Мотивационная готовность.
5. Готовность в сфере общения.
Физическая готовность. У ребенка нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста, сформированы мелкие движения кистей рук и пальцев; имеет определенный уровень знаний, знаком с условиями сохранения и укрепления здоровья, осведомлен о причинных утомляемости организма, осведомлен о способах и приемах снятия напряжения и усталости.
Интеллектуальная готовность. Наличие широкого кругозора и запаса знаний, сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить её в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха.
Эмоционально-волевая готовность. У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения (ребенок умеет сосредоточить внимание на определенной работе, умеет длительно удерживать цель, стремится к достижению результата своей деятельности, преодолению трудностей). В учебной деятельности ребенок проявляет важные нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность, исполнительность. Поведение ребенка характеризуется гуманистической направленностью (доброжелательностью, отзывчивостью по отношению к окружающим, умением понять позицию другого человека); инициативностью и самостоятельностью творческого характера. У ребенка сформирована потребность переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью (переживание радости от познания нового, удовлетворение от успешно выполненного задания, предвосхищение положительной оценки).Развита уверенность в себе и своих силах, сформирована адекватная самооценка.
Мотивационная готовность. Ребенок имеет определенные представления о школе, учении. У ребенка проявляется определенное отношение к школе, учению (желание стать учеником, учиться, осознание учения в школе как способа достижения взрослости). Ребенок показывает интерес к самостоятельной деятельности, близкой учебной (рассматривание книг, использование дидактических игр и т. д.). У ребенка сформирован определенный уровень познавательной активности (проявляет любознательность в виде углубленного интереса к предметам (их строению, назначению, способу использования, у ребенка проявляется потребность узнать о неизвестном, разобраться в сложном, приобрести новые умения).
Готовность в сфере общения. Ребенок умеет строить отношения со взрослыми ( положительно реагирует на ситуации общения со взрослым с различных позиций: партнер-партнер, учитель-ученик, адекватно воспринимает оценку результатов его деятельности). Ребенок умеет строить отношения со сверстниками (сотрудничает со сверстниками в совместной деятельности, оказывает помощь, поддержку при взаимодействии). Ребенок способен разрешать конфликты и самостоятельно выходить из них.
Работа по подготовке детей к школе в нашем учреждении проводится в несколько этапов:
1. Подготовительный этап (первичная диагностика готовности)
2. Коррекционно-развивающий этап (сами занятия по всем направлениям)
3. Аналитический этап. (итоговая диагностика, анализ результатов)
В прошлом году на начало и конец учебного года были получены следующие показатели по компонентам психологической готовности выпускников МАДОУ д/с «Солнышко».
По результатам проведенного мониторинга прослеживается положительная динамика от начала учебного года к его завершению, что говорит об эффективности нашей коррекционно-развивающей работы.
На данном этапе работа не остановилась, мы продолжаем вести её по приоритетным направлениям. И в качестве примера можно привести занятия по формированию графического навыка и развитию мелкой моторики, которые являются составными частями физического компонента психологической готовности.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:
-массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, нанизывание бусинок, шнуровки, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.