Анна Остапенко
Профилактика дисграфии у дошкольников как залог успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Понятие о дисграфии.
II. Виды дисграфии и нарушения.
III. Основные задачи по профилактике дисграфии у дошкольников.
IV. Основные приемы, задания, игры, упражнения на разных этапах коррекционной работы.
V. Выводы.
VI. Список литературы.
1. ПОНЯТИЕ О ДИСГРАФИИ.
Публикация «Профилактика дисграфии у дошкольников как залог успешного обучения в школе» размещена в разделах
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Актуальность и социальная значимость проблемы дисграфии у младших школьников подтверждаются значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает по данным некоторых исследований до 30% от общего количества детей.
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения).
По мнению А. Н. Корнева, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Симптомы, по которым можно распознать дисграфию, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием грамматических правил. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Нарушения на письме проявляются в виде дисграфических ошибок написания слов, а именно; пропуск гласных и согласных букв, слитное написание существительных и предлогов или раздельное написание частей слова, замена букв, схожих по звучанию, пропуски слов в предложении, замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов, не дописывание букв, слов, искажение слова. При списывании текста этих ошибок меньше, но они проявляются.
Если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с двухлетнего возраста, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а в пять – шесть лет он еще не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживается несформированность зрительно-пространственных представлений, то ни каким образом ребенок не может овладеть полноценным письмом. Поэтому проблему нарушения письменной речи у школьников можно, почти безошибочно, предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом, даже вид будущей дисграфии.
II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСГРАФИИ И НАРУШЕНИЯ
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия
Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит (раковина- «аковина», «ваковина»). Ошибки могут быть обусловлены несформированностью кинестетических образов звуков (при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков).
2. Акустическая дисграфия
Акустическая дисграфия возникает на основе нарушений фонемного распознавания — дифференциации фонем. Ошибки при этом виде дисграфии обусловлены неточностью слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении и проявляются они в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-ть, ц-с, с-щ, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д.).
3. Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста, характерны пропуски членов предложения. Например, «красивый сумка» (не согласует в роде и числе, «я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам).
4. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение фонематического, слогового анализа, синтеза слов в предложении, анализа предложений в тексте. Ошибки: искажение звукобуквенной, слоговой структуры слова, пропуски букв, слогов, перестановки букв и слогов (пакельки-капельки, не дописывание слов, написание лишних букв в слове, персеверации букв или слогов (веснана-весна, контаминации - в одном слове слоги разных слов: «красивая сумка - «красика», слитное написание слов, особенно предлогов с различными частями речи; раздельное написание слов (приставки, корень);
5. Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
На письме - замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д, неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы.
Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).
III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
В профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.
1. Забота о правильном речевом развитии ребенка. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
В своей работе на этапе диагностики речевого развития ребенка я использую интерактивную программу Безруковой О. А. Нурминского Е. В. Каленковой О. Н. «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста». Она предназначена для проведения диагностики речи детей 4-6 лет.
Программа позволяет получить и обобщить данные по основным и дополнительным показателям оценки речи ребенка конкретного возраста. По итогам тестирования результаты диагностической процедуры предстают в виде сводной таблицы, диаграммы и готового протокола обследования речи ребенка.
2. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. При развитии артикуляционного праксиса у детей используются помимо традиционной артикуляционной гимнастики телесно ориентированные техники:
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки,
- растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
- упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
- дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
С детьми проводятся игры и упражнения на узнавание неречевых звуков, различение слов-паронимов, отличающихся одним звуком, дифференциацию фонем. В работе я использую интерактивную игру «Учимся говорить правильно», задания в стиле презентаций.
4. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
В работе с детьми используется сказкотерапия (технологии - разноцветные сказки Н. В. Нищевой, фонетические сказки Т. В. Александровой, куклотерапия.
5. Развитие высших психических функций: зрительного, слухового внимания, памяти.
Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза; абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности.
6. Формирование связной речи. Необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу. В работе эффективно использование мнемотехники – системы приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.
8. Развитие межанализаторного взаимодействия; сукцессивных функций: слуходвигательных, зрительно- двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать, воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь", пробы Хеда, рядоговорения.
Кинезиологические упражнения выполняются детьми на занятиях и позволяют активизировать межполушарное взаимодействие. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др. способствуют развитию реципрокной координации движений кистей и пальцев рук.
9. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игры с пальчиками, обводки, штриховки, работа с ножницами, пластилином, упражнения с тренажером су-джок, работа с пальчиковым бассейном, наполненным фасолью или горохом и др.
Упражнения включаются в логопедические индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия с детьми как физкультминутки.
10. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии - необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе, рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т. д.)
11. Расширение "поля зрения " ребенка.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия сильного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
12. Подготовка к обучению грамоте : знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем предложения, звуковой анализ слов и т. д.
IV. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ, ЗАДАНИЯ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Основные этапы профилактики ошибок чтения и письма:
- Коррекция звукопроизношения.
- Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.
- Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне связной речи.
- Развитие неречевых психических функций.
1 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1.1 Узнавание неречевых звуков. Игры: Кто говорит? Что звучит? Громко- тихо; Далеко- близко (музыкальный звук); Что в коробочке; Запомни и повтори песенку музыкального инструмента.
1.2. Различие одинаковых слов, фраз, звуков. Игры: Эхо; Далеко- близко (по силе звукоподражания); Кто позвал; Домашние животные и их детеныши; По сказке Три медведя; Веселый- грустный.
1.3. Различие слов, близких по звуковому составу. Игры: Дай нужную картинку: дом- ком, мак- рак, коза- коса; Подбери картинку, которая звучит очень похоже; Найди ошибку- подними запрещающий сигнал (сумка, пумка) 1.4. Дифференциация слогов. Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? (та- та –ту).
1.5. Дифференциация фонем.
1.6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. ИГРЫ НА РАЗВИИЕ ОРИЕНИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ, на себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.
- «Божья коровка» -ползает по квадратной доске по команде.
- «Птицы в гнездах» -определяют в каком гнезде птица, а затем в какое гнездо она полетела.
-Рисование орнаментов в воздухе и на листе.
-Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами. 3. ПРОФИЛАКТИКА ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ 3.1. Выкладывание букв из палочек. 3.2. Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв. 34. Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты. 3.5. Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно. 3.6. Обводка и штриховка картонных букв. 3.7. Выкладывание букв из семечек, нитками, проволокой и т. д. 3.8. Придумывание детьми слова на данную букву. 3.9. Поиск букв, наложенных друг на друга. 3.10. Выделение букв, написанных одна на фоне другой. 3.11. Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец. 3.12. Реконструирование букв. 3.13. Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой. 3. 14 Игры: «Что изменилось? Какой буквы не стало? «Поставь буквы в первоначальном порядке», «Бег по дорожке» из букв.
4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА 4.1. Анализ обратного слога, составление схемы, из букв, печатание, чтение. 4.2. Анализ прямого слога, записать, прочитать. 4.3. Придумывание слогов по схеме. 4.4. Чтение слогов с использованием «движущихся лент», «окошечек». 4.5. Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум- му, с последующей записью парами. 4. 6. Игра: «Скажи наоборот» (ма- мя, ма- ам). 4.7. Придумывание слов на заданный слог: ро- за, ро- ща, ро- бот и т. д. 4.8. «Живые слоги», составляют названные слоги из букв. 4.9. «Кто больше?», заменяют гласные при согласной, и наоборот, согласные при одинаковой гласной.
5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА Давая понятие «слово» детям предлагаются следующие игры и упражнения: 5.1. Определение слов-предметов, слов-действий, слов-признаков и обозначение их графически. 5.2. Усвоение лексического значения слов. Подобрать нужное слово к смысловому ряду: - По опорным признакам - белое, теплое, парное? - молоко - По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему? - (вторник, среда, зима, четверг) - Добавь нужное слово - волк, лиса, заяц… - Назвать одним словом - яблоко, груша, абрикос… 5.3. Деление слова на слоги. 5.4. Подбор слов к слоговым схемам. 5.5. Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку (та – дом, та-та - вода, та-та-та – у-ли-ца). 5.6. Подбор родственных слов. 5.7. Составление одного слова из двух (голубые глаза – голубоглазый). 5.8. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегопад – снег падает). 5.9. Подбор слов-приятелей (синонимов) к существительным, прилагательным, глаголам (добрый ласковый, нежный). 5.10. Подбор слов антонимов (день-ночь). 5.11. Знакомство с омонимами (нос корабля, нос человека). 5.12. Отгадывание ребусов и изографов, чтение слов по полубукве. 5.13. Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово… 5.14. Дифференцирование приставки и предлога.
6. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 6.1. Сочетания существительных с прилагательными: - Подбор как можно больше слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? Нора (чья) - лисья, ежиная. - Подбор существительных к данному прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? - Получи верное сочетание слов, используя относительные, притяжательные прилагательные. (Зеленая трава, коровья голова). - Исправить ошибку. Длинная день (длинный).
6.2. Сочетание существительных с глаголами: - Подбор как можно большего числа глаголов к существительному. (что можно сделать с грушей? (сорвать, купить, съесть и т. п.). - Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. (уйти от бабушки, ссоры). - Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительных. (мальчик- упал, девочка- упала, дерево- растет, деревья- растут). 6.3. Сочетание существительных с числительными 1, 2, 5. Игра с использованием картинок. (у меня есть 2 конфеты, а у тебя нет 2-х конфет). - Сочетание существительных со словами: один, много. (один человек- много людей, один ребенок- много детей). - Сочетание числительных с существительными, не имеющих единственного числа. (одни брюки, двое брюк).
7. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 7.1. Знакомство с термином предложение. 7.2. Повторение ряда слов в данной последовательности. 7.3. Называние картинок после их показа в том же порядке. 7.4. Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок. 7.5. Составление схем предложений: без предлогов: Медведь спит. |___. с предлогами: Медведь спит в берлоге. |___ ___ _. 7.6. Составление предложений по схемам. 7.7. Составление предложений из несогласованных слов, перестановка слов, с целью получения нужной фразы. (дети, весело, играть- Дети весело играют). 7.8. Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения. 7.9. Игра с мячом. Составление предложения с помощью вопросов на заданную тему. 7.10. Исключение слов из предложения. «Какое слово потерялось?» -пропуск предлогов: Мы катаемся … санках. -пропуск существительных: Деревья растут … лесу. -пропуск прилагательных: Летом листья березы зеленые, а осенью … -пропуск глаголов: Кошка … молоко. 7.11. Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». Взрослый монотонно читает фразы: На улице идет снег. Собака грызет кость. Дети идут гулять. 7.12. Выделение границ предложений в текстах, соединение частей разорванных предложений.
8. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Пополняя активный словарь, дети учатся пересказам, различным видам составления рассказов, учат стихи по лексическим темам, драматизируют сказки. 8.1. Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. 8.2. Составление связных рассказов по картинкам - алгоритмам. 8.3. Составление рассказов по серии картинок. 8.4. Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа. 8.5. Рассказов-небылиц с использованием предметных картинок. 8.6. Составление рассказа по сюжетной картинке. 8.7. «Восстанови порядок». Восстановить правильную последовательность событий в небольшом тексте. 8.8. Пересказ по вопросам. 8.9. Выборочный пересказ. 8.10. Полный пересказ текста. 8.11. Чтение небольших текстов, где части речи, н-р, существительные, заменены картинками. 8.12. Составление связного текста из смешанных фраз, из двух текстов.
V. ВЫВОДЫ
Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий осуществляется с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с недоразвитием речи по степени риска возникновения у них дисграфий. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций, и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
Своевременное выявление детей с недоразвитием речи, выбор оптимальной стратегии коррекционного процесса, проведение специально организованного обучения в условиях дошкольного учреждения позволяет устранить предпосылки возникновения дисграфии, предупредить дисграфию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок. – СПб. : Лань, 1998
2. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2007. - № 4. – С. 76-80.
3. Вренева Е. Готовим к школе детей с системным недоразвитием речи: [упражнения для детей с дисграфией и дислексией] // Здоровье детей. – 2007. - № 16. – С. 37-41.
4. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. – СПб. : фирма «Стройлеспечать», 1995
5. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различений звуков. СПб. :1995
6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997
7. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М. : АЙрис – пресс, 2006
8. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб. : Союз, 1999
9. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с ЗПР : Учебное пособие/Под ред. Л. С. Волковой. – СПб. : «Детство – Пресс», 2004
10. Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд – во «Союз», 2001
11. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. Ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003.
12. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. – М. : Айрис – пресс, 2006
13. Микфельд Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у школьников / Микфельд Я. О., Сивенкова М. Ю. // Логопедия. – 2007. - № 1. – С. 48-71.
14. Микфельд Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у дошкольников / Я. О. Микфельд, Н. Л. Смирнова // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 6. – С. 58-69.
15. Парамонова Л. Г. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция. – СПб. : Детство – Пресс, 2006
16. Пинюгина Е. В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 3. – С. 29-36.
17. Сергеева Е. В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР – это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия. – 2007. - № 4. – С. 53-64