Галина Лифенко
Особенности мотивации учения современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности мотивации учения в дошкольном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у дошкольников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Не в силах объять целое, не в состоянии вдуматься в непонятное содержание, ребенок радостно приветствует знакомую, близкую деталь. Не в состоянии жить в бездействии, ребенок влезет в любой угол, заглянет в каждую щелку, отыщет, расспросит, разузнает. Ему интересна движущаяся точечка муравья, сверкнувшая ящерка, услышанное слово и фраза.
Публикация «Особенности мотивации учения современных дошкольников» размещена в разделах
Формирование бескорыстных общественно значимых мотивов, разумных потребностейтесно связано с формированием общественно ценной мотивации учения. Активность, увлеченность, ответственность за порученное дело закладываются, прежде всего, в процессе учебной деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Часто актуализирующиеся мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами.
Мотивационный аспект учения неотделим от проблем успеваемости, выступает одной из причин успешности илинеуспешности ребенка в учении. Неуспеваемость объясняется не только особенностями умственной деятельности, но и отношением к учению, причем мотивационный компонент, учения оказывается более динамичным в отличие от интеллектуального, что создает благоприятные условия для управления этой стороной деятельности ребенка.
Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать похвалу и от педагога, в других случаях — желание пойти в школу, в третьих — интерес к самим знаниям.
Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие — с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Вместе с тем у детей, поступающих в детский сад, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение. В старшем возрасте такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к детскому саду, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших дошкольников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших дошкольников. Непосредственность, открытость, доверчивость детей, их вера в непререкаемый авторитет педагога и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация дошкольников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы дошкольников :
— недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
— неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются;
— малоосознанны, что проявляется в неумении дошкольника назвать что и почему ему нравится в данной теме.
Если проследить общую динамику мотивов учения от М младшей до подготовительной группе, то выявляется следующее. Вначале у дошкольников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в детском саду, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам)и лишь после этого к процессу, а еще позднее — к способам добывания знаний.
Сказанное свидетельствует о том, что мотивационная сфера в дошкольном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» — стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения — учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу дошкольного возраста у детей совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив — интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ребенка в школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.