Людмила Прокофьева
Организация РППС в МБДОУ как педагогическое условие экономического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА»
ДОКЛАД
на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, как педагогическое условие экономического воспитания дошкольников».
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ : ПРОКОФЬЕВА Л. Ю.
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Публикация «Организация РППС в МБДОУ как педагогическое условие экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Тем полезней ему будет в жизни потом.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у родителей воспитанников экономического сознания, культуры сбережения.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, работе по финансовой грамотности отведено не первое место в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
В нашем дошкольном учреждении первая годовая задача: Создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе. Для решения этой годовой задачи я поставила перед собой следующие цели: формирование у детей основ финансовой грамотности и систематизация знаний, поставила перед собой следующие задачи: Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. Познакомить с основными понятиями: «деньги», «купюра», «монета», «цена», «товар», «трудиться», «заработная плата» и т. д. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
Свою работу строила по следующим принципам:
от простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
Моя работа по формированию финансовой грамотности детей была разделена на несколько этапов:
1. Изучение литературы.
2. Создание развивающей предметно пространственной среды.
3. Разработка проекта: «Дошкольник в мире экономики».
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями.
Она включает в себя: ООД, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослый и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии на почту, в магазин, банк с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.
Чтение сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы решения проблем и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, ИЗД и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и тесно связана с работой в этом направлении. Для организации РППС мною была сделана : Сюжетно – ролевая игра «Банк», которая в свою очередь помогла наглядно познакомить детей с сотрудниками банка, их трудовыми действиями, дала возможность ребятам самостоятельно побывать в той или иной роли. Д/ и: «Копилка» «Посчитай деньги», «Размен». Цель: научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Д/ и: «Кто кем работает? Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев. Игра «Кто как работает?» Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок. Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои, пословицы и поговорки. Д/ и: «Назови профессию», «Что кому нужно для работы», Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессии.
Д/ и: «Какие бывают доходы?»
Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов.
Д/ и: «Куда потратим деньги», «На что можно тратить деньги»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Сюжетно – ролевые игры: «Супермаркет», «Аптека», «Парикмахерская», «Автостанция» Цель: дать детям представление о сфере услуг, и взаимосвязи о представлении услуг и денежных операциях связанных между ними.
Художественные произведения: р. н. сказки: «Три поросенка», «Как мужик корову продавал», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Муха Цокотуха», Басня И. А Крылова «Стрекоза и Муравей» в уголке «Библиотека»; иллюстрации для решения проблемных ситуаций, и т. д., сюжетные картинки.
Необходимо с помощью игр донести детям, что:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Финансы – это интересно и увлекательно!
В рамках работы над проектом: «Дошкольник в мире экономики» предполагала получить следующие результаты: интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни, знания о новых профессиях, умение рассказывать о них, обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий, приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша, общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд - деньги”, понимание факта купли-продажи.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения. Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с необходимостью воспитания экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе.
Свою работу по формированию у детей финансовой грамотности считаю удовлетворительной, по моему мнению, считаю целесообразным продолжить работу в данном направлении.
Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
С целью расширения знаний родителей по данной теме прошло родительское собрание: «Уроки финансовой грамотности», провела для родителей консультации: «Зачем ребенку экономика?» «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка», в родительском уголке есть наглядная информация по финансовой грамотности. Проведенное анкетирование: «Экономическое воспитание дошкольников в семье» среди родителей показало, что большинство 67% считают эту тему интересной, и целесообразной, 21% родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание для детей, 12% не задумывались об этом. Действительно многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
Литература:
1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства образования и науки Донецкой №287 от 04.04.2018 г.
2. Воронина М. М. Школа юного экономиста «Учитель» 2007
3. Епанешникова Т. П. «Дошкольник в мире экономики»-СПБ «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №1-233-НС от 19.06.2015)
5. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем экономику : Учебно- методическое пособие. — С. П. 6. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2002.
6. Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике
7. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Котова Л. Н, Макеенко Е. П., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Кобзарь О. В., Михайлюк С. И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. pdf (1254.23 kB).
8. Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества : Пер. с англ. М 1992.
9. Чернер С. Л., Нагумнова И. И., Чуйкова М. Н. Азбука экономики. М 1997.
10. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? 11. Шатова А. Д - Дошкольник и. экономика // Обруч. 1999. № 1.
12. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992
13. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике Творческий центр Москва 2009