Анна Юдина
Нравственные ориентиры воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество требует появления нового человека как гражданина,что неизбежно влечёт за собой изменение нравственных ориентиров,идеалов содержания всех форм общественного сознания.
Когда речь идёт о нравственном воспитании,то сразу встаёт вопрос о нравственных и моральных нормах.
Мораль-это традиционная,содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми,одобряемая и поддерживаемая групповым,классовым,общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы,правила,законы,заповеди,табу,запреты,которые с раннего детства внушаются растущему человеку.
Публикация «Нравственные ориентиры воспитания дошкольников» размещена в разделах
Мораль обеспечивает приспособление ребёнка к условиям общественной жизни,удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.
Нравственность-это понятие,которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания,а нравственность -это сфера нравов,обычаев,практических поступков.
Нравственное воспитание-это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственность находит выражение в отношении к Родине,обществу,коллективу,отдельным людям,к самому себе,труду и результатам труда. Нравственность как свойство личности не является врождённым,её становление начинается в детстве. На сегодняшний день основные принципы морали остаются неизменными:это стремление совершать добро и воздерживаться от зла,заботиться о других людях.
Именно в виду своей высокой значимости проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находится в центре внимания выдающихся педагогов таких как:В. А. Сухомлинский,Н. С. Карпинская,А. М. Виноградова,В. Г. Нечаев,В. И. Логинова и другие.
Средствами нравственного воспитания детей дошкольного возраста педагоги считали:
-художественные средства:художественная литература,изобразительное искусство,музыка и др.
-природа;
-собственная деятельность детей:игра,труд,учение,общение;
-атмосфера,в которой воспитывается ребёнок;
-окружающая ребёнка обстановка.
Когда речь идёт о нравственном воспитании,то сразу встаёт вопрос о нравственных и моральных качествах. Сегодня нравственное воспитание является важной стороной общего развития дошкольников. Ведь только в процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются гуманные чувства,формируются этические представления,навыки культурного поведения,социально-общественные качества,уважения к взрослым,ответственное отношение к выполнению поручений,умение оценивать свои поступки и действия. В дошкольном возрасте у детей появляются способности к оценке поступков своих и чужих,к безошибочному распознанию правильности действий,объясняя и комментируя своё отношение к этому. Важным является напрвлять детей дошкольного возраста в нужном направлении.
Возможных путей для контролируемого и целенаправленного нравственного развития существует очень много:
-сказкотерапия
-иллюстрированные литературные произведения
-художественное творчество
-мультфильмы
-разные виды детской деятельности и не менее важным и интересным способом развития нравственного воспитания является театрализованная деятельность.
Вопрос о том,что такое "хорошо" и что такое "плохо",какое поведение правильное,а какое недопустимое,философский,каждый родитель решает для себя сам,каким он хочет видеть своего ребёнка и как он будет его воспитывать,а мы лишь пытаемся отметить те способы,с помощью которых можно показать ребёнку,что есть "плохо",а что "хорошо".
Дети в возрасте 2-3 года не воспринимают абстрактные понятия,такие как "щедрость","правда" и т. д. Поэтому давайте ребёнку реальные примеры. Будьте твёрдыми в просекании нежелательных поступков,но делайте это в спокойной,доброжелательной манере.
4-5 лет это самое благодатное время,когда вы можете укрепить в ребёнке понятия о "хорошем" и "плохом".Дети в этом возрасте хорошо воспринимают простые объяснения. Им уже можно объяснить такие понятия как "щедрость" и "честность".Продолжайте показывать ребёнку примеры,ещё лучше,если этими примерами будете вы сами. Дети в этом возрасте стремятся быть похожими на близких им людей,они стремятся вызвать радость и положительную реакцию у своих родителей,поэтому чем чаще вы будете хвалить детей в этом возрасте,тем лучше. Не оставляйте без внимания и поощрения хорошее поведение детей,это и есть основной воспитательный метод в этом возрасте.
У детей 6-8 лет развивается социальная сознательность. Они начинают понимать,что у других также есть права,и что в обществе существуют правила,которым необходимо следовать.
Таким образом,содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности,на понимание различий (расовых,национальных)как обусловленных природой и историей,дающих возможность расширить и обогатить социальный опыт каждого человека.