Литвина Наталья Александровна
Нетрадиционные и инновационные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Нетрадиционные и инновационные формы работы с родителями».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Все мы с вами знаем что дошкольное детство - уникальный период жизни, когда формируется личность ребенка, в то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский:
«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер….»
Публикация «Нетрадиционные и инновационные формы работы с родителями» размещена в разделах
Взаимодействие с родителями является важным аспектом работы как педагогов, так и ДОУ. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и ФОП, инновационные формы работы с родителями приобретают особую актуальность. Данные формы работы подразумевают использование новых технологий, методов и подходов к взаимодействию с родителями воспитанников. Они позволяют сделать процесс общения более интерактивным, интересным и продуктивным.
Взаимодействие с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. На своем опыте мы убедились, что включение родителей в совместный процесс воспитания ребенка — это самое эффективное средство правильного развития малыша.
Прежде всего наша работа направленна на принятие семьи, как первого и самого главного звена в воспитании и образовании воспитанников.
В основу нашей совместной деятельности с родителями воспитаников заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость педагогов и ДОУ для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях с родителями;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и воспитателей.
В процессе работы с родителями, мы заметили, что традиционные формы работы утратили своё значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Всё шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Изменения в системе образования России предъявляют новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и к уровню качества образовательных услуг.
Источником нововведений стала проблема педагогической пассивности родителей, непонимание ими своей воспитательной функции и того, что именно они отвечают за развитие и образование ребенка, а также нежелание родителей устанавливать единые требования к ребенку в детском саду и в семье.
В настоящее время одним из наиболее популярных и эффективных методов работы с родителями является использование интернет-технологий. Так создание группы в социальных сетях WP, TG и Сферум, где родители могут получать информацию о деятельности детей на занятиях, в группе и на прогулках, а также задать вопросы и получить консультацию, является неотъемлемой частью работы. Данная форма работы удобна, т. к. все возникающие вопросы родителей можно решить в кратчайшие сроки
Из опыта работы можем сказать, что в период адаптации детей к ДОУ родители сильно переживают за своих деток. А благодаря созданной группе WP (Сферум, родители были спокойны и благодарили нас за то, что мы направляли фото детей и во время игровой деятельности, и во время приема пищи, и на прогулках. Родители практически в онлайн режиме могли отслеживать процесс нахождения ребенка в саду и не переживали за них.
В своей работе мы используем разнообразные формы работы с родителями. К ним относятся:
1. Информационно-аналитические : анкетирование и опросы.
2. Наглядно-информационные : совместные выставки рисунков и фотографий, компьютерная презентация и стенды.
3. Познавательные: мастер-классы и группа в VK.
4. Досуговые, такие как:
• Субботник
• Спортивные развлечения на уровне ДОУ и города;
• Акции.
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение соц. опросов и анкетирования.
Наглядно-информационная форма работы осуществляется через размещение информации как на доске объявлений, так и в родительской группе «Сферум». Из личного опыта можно сказать. что информация размещенная в родительском чате востребована и удобна, а в случае сбора оперативной информации это незаменимый инструмент работы.
Познавательные формы работы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В данном направлении нами разработан ЛОНГРИД на тему : «Интерсено о полезном», который направлен на родительскую аудиторию и рассказывает о необходимости прививать детям правильные привычки с раннего возраста. Данный вид работы помогает донести до родителей большой объем полезной информации и легко ее усвоить.
Самая популярная и любимая родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. На протяжении нескольких лет мы проводим с родителями мастер классы на такие темы как: «Семейный оберег» и «Нетрадиционные техники рисования с детьми»
В то же время, основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы. В нашей группе родительское собрание традиционно начинается с круга приветствия (передаем колокольчик, где мы говорим друг другу комплименты, настраивая тем самым родителей на позитив. Во время проведения собрания мы используем игры, а чтобы родители немного разрядились проводим 1-2 конкурса.
Использование инновационных форм работы с родителями становится все более актуальным и позволяет сделать взаимодействие между ДОУ и семьями более эффективным и продуктивным.
На протяжении нескольких лет применяемые нами формы и методы работы с родителями показывают высокую эффективность и положительные результаты.
Помимо вышеперечисленного, родители наших групп неоднократно были в составе жюри конкурсов разной направленности, на уровне ДОУ:
- Смотр строя и песни, посвященный 23 февраля;
- Конкурс чтецов «Мой дом - Россия»
- Смотр-конкурс «Лучшее оформление беседок ДОУ», проводимый в летний оздоровительный период.
Родители оказывают помощь бездомным животным и активно участвуют в акциях «Помощь маленькому другу» и «Кошкин дом, в акциях «Окопная свеча», «Сбор крышек», «Посылка солдату», «Окна Победы»и др.
Совместная работа детей с родителями проводится по следующим направлениям:
Смотр-конкурсы в ДОУ;
Тематические выставки поделок и рисунков в ДОУ;
Детские утренники;
Муниципальные и краевые конкурсы.
Мы, как воспитатели, стремимся вовлечь родителей в педагогический процесс и сделать их участниками всех проводимых мероприятий., чтобы помочь семье воспитывать и всесторонне развивать ребенка, поддерживать и укреплять родственные связи, а также приобщать к труду и общечеловеческим ценностям. Родителям при этом открывается жизнь ребенка в детском саду более полно.
Благодаря совместной работе с родителями наша группа неоднократно становилась победителем и призером смотр-конкурсов и выставок, по итогам которых награждена грамотами и Благодарственными письмами. Совместно с родителями мы ежегодно участвуем в таких мероприятиях, как
• «Символ года»
• «Оформление групповых участков» - 2023
• «Осень в гости к нам пришла» - 2023
• «Новогодние чудеса» - 2023
А также принимаем участие в Муниципальных конкурсах:
• Экологический фестиваль;
• Фестиваль семейного творчества «Подарок воспитателю»
• Конкурс художественно-изобразительного творчества «Неопалимая купина».
В 2023 году родители нашей группы Василенко и Ярусовы, рискнули и поучаствовали в Краевом конкурсе - «Папа года - 2023», где получили дипломы участников и настроились на победу в следующем году.
Действуя в интересах детей, для разностороннего развития личности, мы информируем родителей о действующих кружках в ДОУ и городе, благодаря чему воспитанники наших групп активно посещают кружки различной направленности.
Таким образом, проводится большая, плодотворная работа с родителями воспитанников. Благодаря взаимодействию с родителями и их участию в жизни группы и детского сада, родители приобрели опыт сотрудничества, как со своими детьми, так и с коллективом детского сада.
В конце каждого учебного года в нашем детском саду проводится анкетирование среди родителей по уровню удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг. По результатам анкетирования мы удостоверились в том, что наша работа ведется в правильном направлении! Родители оценили нашу работу на «отлично», удовлетворены результатами нашей деятельности и успехами своих детей.