Екатерина Зиновьева
Народные промыслы как часть патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения в духовно-нравственных ценностях является одним из самых актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку здесь речь идет о важном условии формирования уникальности личности еще на ранних этапах ее развития.
Многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие) обсуждали значение и роль народного декоративного искусства в процессе воспитания детей. Они отмечали, что это вид искусства помогает детям формировать яркие образы о Родине и её культуре, способствует развитию чувства прекрасного и раскрывает творческие способности.
Публикация «Народные промыслы как часть патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Опыт играет важную роль в развитии духовной сферы детей дошкольного возраста, их эстетическом воспитании и знакомстве с народным искусством. Народные мастера черпают вдохновение из широкого круга общественных тем, оказывая глубокое воздействие на мировоззрение детей. Искусство помогает малышам взглянуть на привычные вещи и явления с новой стороны, открыть для себя красоту окружающего мира. Для педагога стоит важная задача – внести в мир детства все ценности, помочь ребенку раскрыть этот мир во всем его разнообразии и богатстве декоративно-прикладного искусства. Таким образом, каждое занятие, встреча с игрушкой, творческое занятие, беседа направлены на общую цель: способствовать всестороннему развитию личности ребенка, ведь каждому малышу полагается жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В нашем детском саду были созданы разнообразные мини-музеи связанные с различными народными промыслами. На базе музея начали проводить образовательную деятельность по продуктивным видам деятельности и по ознакомлению с народными промыслами и ремёслами, которые постепенно вошли в систему образования детей. Так же на базе данных мини музеев была организована деятельность по музейной педагогике, такая как «Дети – волонтеры».
Необходимость создания мини-музея происходит из отсутствия возможности наблюдать за процессом изготовления уникальной посуды, предметов быта и игрушек. Дети лишены возможности прикоснуться к миру декоративно-прикладного искусства, ощутить в руках подлинные шедевры с городецкой росписью, Дымковских игрушек, изделия из гжельской керамики и многое другое. Поэтому возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить их с историей народного ремесла, продемонстрировать техники лепки и рисования кистью, познакомить с изобразительной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
В мини-музее дети учатся более глубоко и широко понимать изделия народных художественных промыслов, осваивают символику русского декоративного искусства и сами создают украшения. Они изучают значения символов русского декоративного искусства.
Цель мини-музея: формирование и развитие основ художественной культуры и гражданско-патриотических чувств ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи мини-музея:
• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;
• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
При подборе учебного материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, а также тематика занятий. Познакомившись с произведениями искусства, ребята испытывают радостные чувства, которые способствуют формированию образного мышления и развитию воображения. Это вдохновляет детей стремиться к передаче красоты, которую они видят, в творческих работах. Для развития художественных способностей используются нестандартные методики рисования, эксперименты с различными художественными материалами, игровые подходы, моделирование силуэтов и упражнения по прорисовке декоративных элементов.
В образовательном процессе можно выделить два этапа: подготовительный и практический. На первом этапе основное внимание уделяется знакомству детей с традиционными художественными ремеслами, развитию способности видеть, понимать и оценивать красоту изделий ручной работы. Дети также изучают содержание узоров, их изобразительные средства, функциональную связь украшенных предметов с народными традициями искусства, а также формируют чувство ритма, симметрии и гармонии.
На втором этапе дети самостоятельно переносят свои впечатления о народном искусстве в различные виды художественной деятельности, такие как лепка и рисование. Они используют различные способы лепки, такие как конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой. Дети самостоятельно создают композиции узоров, учитывая их форму, заполняют узорами большую часть изделия, составляют композиции, используя цветовые сочетания на основе знаний о характеристиках росписей. Они также используют новые инструменты, включая самодельные, разнообразные материалы для изображений, а также традиционные и нетрадиционные методы выполнения работ.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.