Ирина Ваганова
Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время не только в нашей стране,но и для всех стран мира характерным является увеличение детей,имеющих различные нарушения развития.
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспи-тания является ведущим направлением в развитии специального образова-ния в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, раз-вивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социу-ма, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Публикация «Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в деятельности ДОУ» размещена в разделах
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии де-тей с ограниченными возможностями (ОВЗ) психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ОВЗ.
Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями.
Цель образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с определёнными особенностями в развитии. Совместное обучение обычных детей и детей с проблемами в развитии - это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются
навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. Данные дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной, т. е., это специализированные дошкольные группы, школы, различные учреждения компенсирующего типа. Выходя в мир после специализированных учреждений, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, абсолютно не подготовлен для жизни в обществе обычных людей, а его особенности ещё и усугубляют ситуацию нахождения в социальном мире. Ведь учится такой ребёнок порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но очень остро чувствует недоброжелательность, настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Поэтому, немаловажной задачей при введении инклюзивного образования является воспитание готовности общества к тому, что рядом с детства будут находиться дети, имеющие физические, психические, интеллектуальные проблемы. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приведёт к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, человечность, великодушие, толерантность. В свою очередь детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками даёт возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.
Нельзя не оценить и тот момент, что инклюзивное воспитание и образование даёт семье ребёнка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, даёт возможность стремиться вместе с ребёнком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.
Родители начинают адекватно относиться к своим детям, избавляются от неуверенности и страхов по поводу дальнейшей жизни в окружающем мире. Исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.
И как уже говорилось, инклюзивное воспитание нужно начинать с раннего детства, т. е., активней включать в группы детского сада детей с проблемами в развитии.
Мою группу посещают 4 ребенка с задержкой психического и речевого развития. Я провожу с ними индивидуальные и подгрупповые занятия по изобразительнойдеятельности (рисование,лепка,аппликация,конструирование,организую наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с программой,занимаюсь коррекционно-развивающей работой на занятиях и в режимные моменты,осуществляю дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных,физиологических и психических особенностей,рекомендаций педагога-психолога,и логопеда.
Учитель-логопед всесторонне изучает речевую деятельность детей группы,проводит подгрупповые и индивидуальные занятия,оказывает методическую помощь воспитателям по преодолению нарушений речи у детей. Учитель-логопед в ходе коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития развивает и совершенствует общую,мелкую и артикуляционную моторику,слуховое,зрительное восприятие,внимание,память.
Педагог-психолог на основе изучения особенностей интеллектуального развития детей,личностных и поведенческих реакций проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками,направленные на нормализацию эмоционально- личностной сферы,повышение умственного развития и адаптивных возможностей,оказываетпомощь педагогам в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка.
Лечебно-профилактические мероприятия,динамические медицинские наблюдения,консультирование специалистов,воспитателей и родителей проводит наша медицинская сестра. А в группе я с ними провожу двигательную активность, такую как: утренняя гимнастика,спортивные упражнения,элементы спортивных игр. Еще я с ними провожу лечебно-профилактические мероприятия такие как:фитонезидотерапия (лук,чеснок) и закаливание как: ходьба босиком,облегченная одежда детей,мытье рук,лица,закаливание зева. И все дети как здоровые так и с ЗПР делают это с удовольствием.
Из всего вышеизложенного следует сделать вывод,что только при наличии системы и взаимосвязи всех участников коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процесса можно получить желаемые положительные результаты в воспитании,обучении и восстановлении нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.