Елена Копаева
Доклад «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, можно познакомить их с разнообразием профессий, показать, как трудятся взрослые.
Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.
Темочки:
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых, эту проблему можно попытаться решить следующим образом :
1. Уточнить знания детей о труде взрослых
Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.
2. Создать условия
Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых.
Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду; организовать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых
1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям
3. Использовать разнообразные методы и приемы
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
• словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
• практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
• игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников.
4. Организовать сотрудничество с семьями детей
Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.
Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.
Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям.
Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.
Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.
5. Подвести итоги и оценить результаты работы
Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.
Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.