Ирина Иванова
Доклад об использовании нетрадиционных технологий реабилитации «Изотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад : «Изо-терапия»
Слайд 1
Изо-терапия в коррекционной практике позволяет осуществить коррекцию нарушений и отклонений у детей посредством изодеятельности.
Слайд 2
Изо-терапия - один из методов работы, использующий возможности изодеятельности для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном, творческом и личностном развитии ребенка.
Позволяет ощутить и понять себя, выразить свободно свои чувства, мысли, быть самим собой, освободиться от негативных переживаний, корректировать девиантное поведение.
Публикация «Доклад об использовании нетрадиционных технологий реабилитации „Изотерапия“» размещена в разделах
Изо-терапия носит профилактический или развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет.
Цели изо-терапии:
1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.
2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит и волнует.
3. Развитие самоконтроля и рефлексии.
4. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.
5. Изо-терапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.
Слайд 3
Техники изо-терапии :
- Техника медитативного рисунка - МАНДАЛА
- Техника направленной ВИЗУАЛИЗАЦИИ
- МАРАНИЯ
- ШТРИХОВКА
- Рисунок на СТЕКЛЕ
- Рисование ПАЛЬЦАМИ
- Рисование ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
- БУМАГОТВОРЧЕСТВО
Слайд 4
Техника медитативного рисунка — мандала.
Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций - мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». Мандала помогает включать механизмы саморегуляции. Это психологический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой.
Слайд 5
Техника направленной визуализации.
В арт-терапии совместно с изотерапией используется также техника направленной визуализации — направление потока воображения в определенное русло
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.
Мне хотелось бы вкратце рассказать о наиболее распространенных приемах изотерапии (работа с красками, каранлашами и природным материалом).
Слайд 6
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках младших школьников, выполненных в абстрактной манере. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний. Марания эффективны для помощи ребенку или родителям выразить свои эмоции. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения, снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.
Слайд 7
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.
Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Штриховки могут иметь различное воплощение:
• заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);
• рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия);
• изображение объектов и символов в ритмической манере, например, рисование под музыку.
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.
Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
Слайд 8
Рисунок на стекле
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится рисовать на стеклах, есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно, нанести новый рисунок, смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных». Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
Слайд 9
Рисование пальцами
Рисование пальцами вызывает особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску —переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
Слайд 10
Рисование природными материалами, сухими листьями (сыпучими продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.
Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.
Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами — в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не понимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс арт-терапией и инструментом расслабления.
Слайд 11
Бумаготворчество. Все виды работ с бумагой - квиллинг, аппликация
Слайд 12
Проективное рисование - является методом «помощи», этот метод может выступать «лакмусовой бумажкой» в интерпретации проблем ребенка. Метод дает возможность работать с эмоциями, страхами, разочарованиями. В проективном рисовании могут быть использованы следующие методики :
1. Совместное рисование или коллективная деятельность (на фото представлено рисование мелками на асфальте). В совместном рисовании, несколько человек начинают рисовать на одном полотне, после завершения работы происходит интерпретация и выявления сложности во взаимоотношениях.
Слайд 13
2. Коммуникативное рисование. Происходит разбивка группы на отдельные пары, пара в ходе обсуждения останавливается на теме, приемлемой для двух участников пары, на одном листе пара начинает «общаться». Происходит обсуждение взаимоотношения в ходе рисования.
3. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Каждый самостоятельно выбирает тему своего рисунка, и работает по собственному ориентиру, но тема также может быть задана, затем происходит интерпретация, вначале самого автора, затем коллектива. Тут возникают различные точки зрения, важно уделить внимание и обсудить это.
4. Дополнительное рисование. Рисунок идет по кругу и рисование происходит как бы «по конвейерному типу». Каждый участник дорисовывает на рисунке что-то свое.
Слайд 14
Занятия по изо-терапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные
Коррекционные
Психотерапевтические /лечебные/
Диагностические
Развивающие
Слайд 15
Воспитательные
Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Слайд 16
Коррекционные
Достаточно успешно корректируется самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности
Слайд 17
Психотерапевтические.
“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Слайд 18
Диагностические
Изотерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Слайд 19
Развивающие
Благодаря использованию изотерапии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм изодеятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Слайд 20
Рисование на тему: «Мое настроение».
Слайд 21
Рисование на тему: «Злость».
Слайд 22
Свободное рисование под музыку.
Слайд 23
Рисование страхов на цветной бумаге.
Слайд 24
При рисовании происходит:
• Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.
• Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше — отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.
• Совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.
Наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы.
Слайд 25
Хочется напомнить, что каждый цвет имеет свое значение:
Синий – погружение в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, иногда – депрессивность.
Коричневый – пассивность, дискомфорт, медлительность,
повышенная чувствительность.
Черный – подавленность, разрушение, потребность в переменах.
Фиолетовый, розовый – эмоциональная незрелость, эгоизм, погружение в себя.
Красный – агрессия, сила воли, повышенная активность, энергия.
Зеленый – комфорт, уравновешенность, благоприятный эмоциональный фон, независимость, стремление к совершенству.
Желтый – непосредственность, оптимизм, положительные эмоции.
Серый, белый – безразличие, «уход» в себя, отстраненность от проблем.
• Самой главной целью рисования выступает то, что оно предоставляет возможность выразить негатив и не вспоминать о нем, например в общении с другими детьми.
Присмотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины у детей. Внезапные изменения на протяжении длительного времени - повод для деликатного разговора.
Список использованной литературы :
Грегг М. Е. Тайный мир рисунка. // Осипова А. А. – СПб., 2003.
Иванов И. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009.