Жанна Ломова
Опыт работы «Исследуем, познаем, экспериментируем»
▼ Скачать + Заказать документы
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Публикация «Опыт работы „Исследуем, познаем, экспериментируем“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия взрослого, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Ведь у детей пятого года жизни появляются первые попытки работать самостоятельно.
Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёх, пятилетнего ребенка угасает.
В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Для реализации опытно-экспериментального направления в экологическом воспитании важно создать условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В экологическом уголке поставить отдельную тумбу с двумя отсеками для воды и песка с крышками. Отдельно в природном уголке можно поставить шкаф с полками, где будут стоять контейнеры с природным материалом (шишки, семена, фантики, колбы, сосуды и т. д.) т. е., создать небольшую лабораторию, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
Форма проводимых опытов развивается, усложняется и совершенствуется.
Освоенные формы наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться детьми, возникают их разнообразные модификации.
Поэтому взрослый должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе.
Первые эксперименты проводились с водой и воздухом в младшем возрасте. Дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной; прозрачной).
В младшей группе дети собирают цветы (сделанные воспитателем из картона) по цвету корзинки. Вода с помощью красок может иметь разнообразный цвет.
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
В старшей и подготовительной группе дети узнают, что вода не имеет вкуса и т. д., что воздух невидим, прозрачен; имеет вес и т. д. Как с помощью фильтра можно очистить воду. Зимой с помощью красок окрасить воду залить в формочки и вынести на мороз.
Чем больше ребёнок познаёт и исследует тактильностью, осязанием, обонянием. Тем больше у него развиваются мыслительные и операционные процессы.