Светлана Леготина
Формирование чувства доброты и милосердия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование чувства доброты и милосердия у детей дошкольного возраста.
Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием своего благосостояния многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Все чаще мы наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Большую часть своего времени дети проводят у телевизора или компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Все дети от рождения являются добрыми. И в том, что дети постепенно теряют запас доброты виноваты мы, взрослые. Наша задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла и любви. Важно, сформировать в детях гуманные чувства и милосердие, чтобы дети эти чувства умели распространять на себя, умели сострадать как к сверстникам, так и к взрослым, а также к «братьям нашим меньшим».
Публикация «Формирование чувства доброты и милосердия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слово «милосердие» говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Человек с милосердием всегда готов помочь кому-нибудь, умеет пожалеть, простить, поддержать в любой ситуации и не посмеяться над чьей-то бедой.
Мы, педагоги дошкольных учреждений, должны уметь воспитать у детей эту готовность, а также желание заботиться о других. В своей работе по формированию чувства доброты у воспитанников дошкольного возраста, с самого раннего возраста провожу беседы, в которых делаю акцент на таких нравственных аспектах: как проявление доброты, великодушия, чувства сострадания. Часто беседы сопровождаю иллюстрациями. Заучиваем стихи, которые направлены на развитие эстетических и нравственных качеств дошкольников. В течение дня постоянно обогащаю словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и др. В пословицах и поговорках учу воспитанников умению понимать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках.
Также очень важно создать в группе особый психологический климат: спокойной, доброжелательной и тихой обстановки, это очень важно особенно в период адаптации ребенка к детскому саду. Так же одним из условий, является отношение сотрудников, их речь, эмоции. С первых дней приучаем детей нашей группы к ответственности, спокойному разговору и уважительному отношению, как к детям, так и к взрослым. Создаем в нашей группе уют, комфортность и доброжелательность.
Большое внимание уделяю культуре поведения детей, их внешнему виду, аккуратности. Прививаю детям умение увидеть неполадки во внешнем виде у себя и у другого ребенка и тактично помочь ему. Культура общения детей между собой и взрослыми предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка необходимо учить замечать состояние других людей, своих сверстников, проявлять чувство уважения к окружающим. Для того чтобы в ребенке воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание в группе оформлен уголок настроения. С помощью его можно определять эмоциональное состояние ребенка, которому необходима эмоциональная поддержка, выделять причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в ДОУ. Во время занятий и режимных моментов делается акцент на нравственной стороне вопроса или темы, слежу за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. После прочтения литературных произведений обязательно беседую с детьми о прочитанном, используя для этого различные приемы: вопросы, повторное чтение отрывков из текста, напоминаю один из эпизодов и прошу рассказать о нем подробнее, драматизацию отрывков. Очень поучительны русские народные сказки, рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «Карасик», «Огурцы»; рассказы В. Осеевой – «Просто старушка», «Отомстила», «Волшебное слово»; произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и др. Положительные персонажи и герои прочитанных произведений вызывают у детей симпатии, желание подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются и лишаются того, к чему стремились. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло, и к чему может привести зависть.
При выполнении любой коллективной работы, дети относятся с повышенной ответственностью за свой участок работы, с большим вниманием относятся к соседу, предлагают помощь товарищу, проявляя при этом максимум усердия и старания.
Ежедневные игры также сказываются положительно на формировании чувства милосердия у детей дошкольного возраста, например, играем в такие игры как: «Давайте поздороваемся», «Пирамида Любви», «Комплименты», «Хорошо – плохо», «Доскажи словечко» а также игры с мячом: «Назови ласково», «Замени добрыми словами», «Чем я помогу маме» и т. д. С помощью игрушек или персонажей литературных произведений (настольный, пальчиковый, кукольный театр) я разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Катя помогла маме», «Волшебные слова», «Почему важно делиться игрушками», «Как мальчики поссорились и помирились» и др. Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения, учу их проявлять такие качества как: внимательность и дружелюбие, отзывчивость и бескорыстие. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
Использую в своей работе картинки и иллюстрации на тему доброты. Каждую ситуацию мы с детьми обсуждаем. Задаю детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Мнения детей на один и тот же вопрос бывают разные, а цель моей работы в данном направлении одна – объяснить детям, что умение находить примирение, проявление сострадания к ближнему, проявление своего великодушия – это выражение доброты и милосердия, и все эти качества активно противостоят всему дурному.
Так же, формирование доброты и милосердия в нашей группе проходит через досуг, мы организовываем с родителями поездки в театр, где уделяем репертуару театральных постановок большое внимание, выбираем спектакли направленные на воспитание чувства милосердия.
Мы являемся постоянными участниками благотворительных акций. В нашем детском саду недавно прошла акция «Посылка солдату», направленная на выражение благодарности и уважения к нашим героям, в которой наша группа также приняла активное участие. Ребята положили в посылку помимо продовольственных товаров письма и открытки, в которых выразили свою благодарность за службу, за защиту нашей Родины, за мир и покой в нашей стране. Ежегодно участвуем в акции «Открытка - ветерану», это способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, уважения к людям старшего поколения, чувства гордости за свою страну, народ, свою историю. Также принимаем участие в ежегодных акциях «Неделя добрых дел», «Покорми птиц зимой», «Посади дерево», «Собери мусор на участке». Вся моя педагогическая деятельность с детьми в режимных моментах, прогулках, занятиях построена на развитии в детях чувства доброжелательности и милосердия.
Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И наша задача ежедневно, целенаправленно вкладывать в детское сознание, что смеяться над чужой бедой неправильно.
Результатом целенаправленной работы по формированию чувств доброты и милосердия у детей в нашей группе сложилась очень спокойная доброжелательная обстановка, которая проявляется в отношениях персонала группы между собой, в отношениях взрослых и детей, в отношениях детей между собой. У детей в большей степени проявилась потребность быть аккуратными, опрятными, внимательными по отношению друг к другу, и к взрослым. Дети научились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над своим поведением, а также поведением и действиями других людей, и давать объективную нравственную оценку тех или иных действий.
Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость.