Надежда Лисовская
Башкирский фольклор как способ развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Учитель – логопед: Лисовская Надежда Анатольевна
Республика Башкортостан, г. Учалы, МАДОУ Детский сад №1 «Ромашка»
Доклад на тему:
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Башкирский фольклор как способ развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особое место в народной педагогике отводится башкирскому фольклору и в первую очередь сказкам, колыбельным песням - малым формам устного творчества. Они развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые навыки, нравственно-эстетические и художественно-эстетические качества.
В наше время выпускается множество книг, методических разработок по работе со сказкой в разных возрастных группах дошкольного учреждения. Все они направлены на развитие творческих способностей детей, эстетическое и нравственное воспитание, знакомство детей с культурой разных народов. Но при знакомстве детей с Башкортостаном перед педагогами встаёт ряд вопросов. Как занимательно и интересно рассказать детям башкирскую сказку? Как
заставить их душу проникнуться смыслом сказки, понять быт и традиции народа Башкортостана. Ведь сказка является одним из элементов культуры и базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях.
Любимый жанр детей - сказки.
Народная педагогика отразила в сказках целые методики планомерного формирования морально-эстетического облика человека. Сказки воспитывают у детей чуткость, внимательность, отзывчивость, смелость, мужество, стойкость, бесстрашие и т. д.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Отражение патриотических и интернациональных традиций башкирского народа мы находим в богатом фольклоре. Фольклор как исторически-конкретная форма на- родной культуры не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные условия.
Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, на-родному слову.
В последние годы особое внимание в исследованиях отводилось роли малых форм фольклора в воспитании дошкольников (Н. В. Гавриш, Г. А. Куршева, А. П. Илькова).
Исследователи рассматривали влияние устного народного творчества на развитие и воспитание детей в разных аспектах: личностном и речевом.
Тихеева Е. И., Шураковская А. А., Алиева С., Шибицкая А. Е. в своих исследованиях показали влияние сказок на развитие устной речи.
Флерина Е. А., Усова А. И. характеризуют устное народное творчество с точки зрения нравственного и эстетического воспитания ребенка.
На протяжении веков башкирский фольклор играл и играет большую воспитательную роль в жизни народов Башкортостана. Баймурзина В. И. отмечает, что народная педагогика нашла полное отражение в устном народном творчестве, а Кутлугильдина Ю. З. считает, одним из эффективных средств в нравственно-эстетическом воспитании - устное народное творчество (народная песня, колыбельные песни, пословицы, поговорки, сказки). Иткулова А. Х. рассматривает мировозренческо - нравственный аспект различных жанров народных сказок. Она говорит о важном значении башкирской сказки в духовной жизни людей. Ахияров К. Ш. считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества: сказок, легенд, мифов, сказаний и др. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки - в умственном, песни, пляски - в эстетическом, а игры и забавы - в физическом воспитании.
Башкирская сказка прививает детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре -фольклору, искусству. Сказка помогает нам возродить традиции башкирского народа.
Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что детям с речевыми нарушениями помочь может театрализованная деятельность, основанная на башкирских сказках. Театр помогает развитию танцевальных, песенных способностей, а общение с куклами делает детей свободными, раскрепо-щёнными.
Театральная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики, речи (монолог, диалог, познавательной деятельности, координации движений, усвоению логико-грамматических конструкций, расширению словаря по материалам башкирских сказок.
Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствует формированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания, особенно это, важно для детей, посещающих специальные речевые группы.
Выбранные нами сказки были адаптированы и апробированы дошкольном образовательном учреждении № 14 г. Кумертау Республики Башкортостан. Ниже рассмотрим ряд методических разработок (занятий) для дошкольников по устному народному творчеству
Расскажи о кукле
Куклы - бибабо служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребёнка.
Приведе1.1 образец примерного описания куклы ребёнком подготовительной речевой группы.
«Моя кукла - джигит. У него круглые маленькие глаза. Прямой нос. Красивые карие глаза. Одет он в рубаху и штаны. Поверх рубахи нарядная короткая безрукавка (камзул). Джигит подпоясан узким ремнём с узором (каптырга). На голове тюбетейка, украшенная звёздочками и блёстками. На ногах сапоги из мягкой кожи (ичиги). Мы с джигитом любим танцевать. Я его очень люблю».
Во время рассказа ребёнок управляет куклой. Кукла - джигит слова текста сопровождает соответствующими движениями. Учитель - логопед дополняет рассказ ребёнка. Танец сопровождается башкирской мелодией.
Отгадай загадку
По предварительному заданию логопеда дети учат несколько загадок.
На занятии загадывают их друг другу с куклами олатай дедушка) и малай (мальчик).
Для мужчины - крыло,
Для султана - клеймо,
Летом не устаёт,
Снег зимой в поле мнёт.
Малай (поднимает руку) : • знаю! Это лошадь.
На стене разговаривает, а кто - не видно
Малай: - Это радио. Догадался, потому что голос слышно, а кто говорит не видно.
Логопед: - Ребята, малай говорил чётко, не торопился, чтобы мы успели подумать и правильно отгадать. Так хорошо говорить научил олатая его кукловод - Кирилл. Малай с помощью своего кукловода Саши громко и ясно сказал отгадку, следя за первым звуком в словах - л-л-лошадь, р-р-радио.
Активная речь ребёнка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочиванию и согласованности речевой моторики ребёнка - логопата способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение кукол театра «Живая рука».
Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий, в том числе и при проведении пальчиковой гимнастики. К детям приходит герой сказки и показывает движения.
Гулькей и курочка
Вот во двор бежит Гулькей,
Указательный и средний пальцы руки передвигаются по столу. Хлопнув створками дверей.
Хлопок в ладоши.
- Кушай, курочка - пеструшка! -Сыплет девочка пшено.
Движение, изображающее посыпание пшеном. Угощайся, не стесняйся, Очень вкусное оно. Ходит курочка вокруг,
Ладонь располагается горизонтально. Клювом розовым Тук - тук!
Большой и указательный пальцы
образуют глаз. Следующие пальцы
накладываются друг на друга
в полусогнутом положении.
Молвит курочка - сестричка:
- Очень вкусное пшено!
Каждым пальцем руки постукивание по столу. Подарю тебе яичко Я за каждое зерно.
Руки в кулак с последующим раскрыванием ладони по одному пальцу. Так что, добрая Гулькей, Ты мне зёрен не жалей.
Поглаживание каждого пальчика противоположной руки.
При работе с детьми над каждой башкир-пи сказкой, выделили нравственный урок.
Так же было уделено внимание развитию pew и математических способностей детей - логопатов, их мелкой моторике рук, этическому воспитанию. А центральным звеном работы было приобщение дошкольников речевых групп к культуре родного Башкортостана.
«ЗАЯЦ И ЛЕВ»
Действующие лица
Заяц, лев, медведь, лиса. Декорации: Лес, колодец. (Голосза ширмой).
Автор: В стародавние времена проживал ужасный лев (слышится периодически рычание льва). Наводил страх на всех остальных зверей. Надоело зверям терпеть прожорливого льва, и собрались они на совет
(Появляется лиса, заяц, медведь).
Лиса: Если и дальше терпеть льва, то скоро он нас всех съест. Что будем делать?
Медведь: Давайте каждый день бросать жребий, на кого он упадёт, тот и станет пищей для льва.
(Звери тянут жребий, лиса и медведь радуются, а зайцу грустно)
Заяц: Придётся мне идти ко льву. Неужели мы так и будем покорной добычей льва? Нужно придумать какую-нибудь хитрость, чтобы от него избавиться.
Лиса: (фыркнув) Не ты ли уж тот зверь, что может обхитрить льва?
(Под музыку лиса и медведь уходят, а заяц отправляется ко льву.)
Лев: (сердито) Твои предки двигались куда быстрее. Ты должен был явиться ко мне ещё утром, а теперь уже обед.
Заяц (испуганно) : Меня к тебе послали на обед. А на завтрак к тебе должен был прийти другой заяц. Только по пути ему встретился другой лев и съел беднягу. Вот и я по пути сюда встретил того самого льва.
«Куда направляешься?» - спрашивает он у меня, а я ему отвечаю: «Иду я к своему хозяину, Льву». А он страшно рассердился на такие слова и стал рычать и рвать когтями землю: «Кто это хочет быть хозяином этих мест?» Мне с трудом удалось от него убежать, потому и опоздал.
Лев (грозно) : Где живёт твой наглец?
Заяц: Недалеко отсюда, вон в той стороне.
Лев: Веди меня сейчас же к нему, я ему покажу, кто тут хозяин!
(Заяц идёт впереди, за ним следует лев. Вот пришли они к какому-то старому и глубокому колодцу).
Заяц: На дне этого самого колодца скрывается тот самый лев.
(Лев заглядывает в колодец и рычит)
Лев: И впрямь тут сидит лев, похожий на меня. Ну, я ему покажу! (прыгает в колодец)
Заяц (бежит, радостно крича) : Нет больше злобного и прожорливого льва!
Работа со сказкой
Нравственный урок «Мал, да удал». Воспитание добрых чувств
• Чем вам понравился заяц?
• Как вы думаете, правильно ли поступили лиса и медведь?
Сказка и математика
• С помощью геометрических фигур изобразите героев сказки (заяц - овал, лиса -треугольник, медведь - круг, лев - прямоугольник; колодец- квадрат).
Речевая зарядка
• Подходят ли к сказке пословицы «Смелость города берёт», «И сила уму уступает».
• Игра «Наоборот» (слова - антонимы)
Умный заяц - глупый лев Храбрый заяц - трусливый медведь
• Этимология слова КОЛОДЕЦ Сказка и экология
• Для чего зайцу длинные, быстрые ноги?
Развитие мышления и воображения
• Что бы вы сделали, оказавшись рядом со львом у колодца?
• Придумайте, как подружить льва и всех зверей.
Развиваем руки.
• С помощью счётных папочек сделайте колодец.
Воспитание любви к родному краю
• Какие дикие животные водятся в лесах Башкирии?
«ГОЛОДНЫЙ МЕДВЕДЬ, ЛИСА И ДЖИГИТ»
Действующие лица:
Медведь, лиса, джигит.
Декорации:
Лес, телега, веревка, кол.
(Сцена украшена зелёными деревьями. В лесу появляется джигит с телегой, он приехал за дровами)
(Звучит башкирская мелодия, выходит медведь)
Медведь: Как давно я не ел. (хватает джигита и в это время под музыку появляется лиса).
Лиса: Что ты тут делаешь?
Медведь (шепчет на ухо джигиту) : Скажи, что собираешь здесь дрова, и вали меня на телегу. Я прикинусь мёртвым, а когда лиса подойдёт ко мне узнать, что случилось, я её съем.
Джигит: Приехал за дровами. (Валит медведя в телегу).
Лиса: Когда дрова кладут в телегу, то крепко связывают верёвкой, давай завяжем.
Медведь (тихо говорит) : Верно, говорит.
(Джигит крепко-накрепко привязывает медведя к телеге).
Лиса: Когда дрова вяжешь верёвкой, надо крепче затягивать.
(Джигит затягивает ещё сильней, что медведь не может пошевелиться).
Лиса (подходит к медведю и смеётся ему прямо в морду) : Вот ходил-бродил хозяином по лесу, коварный медведь, житья нам не давал. Лёг теперь дровами в телегу, связанный по рукам и ногам.
Лиса (обращаясь к джигиту) : Толстые дрова следует колоть при помощи кола. Что же ты стоишь?
(Джигит берёт кол и начинает охаживать хозяина леса, а тот ревёт).
Лиса: Теперь хозяином леса будет могучий и справедливый лев.
Работа со сказкой
Нравственный урок
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Воспитание добрых чувств
• Мне жалко в конце сказки медведя, а вам?
• Как ему помочь?
• За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?
Сказка и математика
• Вспомните 5 сказок о медведе. Речевая зарядка
• Подберите слова - определения к слову МЕДВЕДЬ (голодный, злой, глупый).
• Подходит ли к сказке пословица «Научит горюна другая сторона»
Сказка и экология
• Найдите по обобщающим признаки лишнее слово: медведь, лиса, волк, собака. заяц, ёж.
Развитие мышления и воображения
• Чем похожи и чем отличаются сказки «Медведь и пчёлы» и «Голодный медведь, лиса и джигит»?
• В какой сказке джигит поступает лучше?
Сказка развивает руки
• Используя аппликацию - мозаику из бумаги, изобразите медведя.
Воспитание любви к родному краю
• Чем питается медведь? (всеядное животное)
• Какие ягоды, грибы растут в лесах Башкирии?
• Какая рыба водится в реках?
• Назовите названия рек Башкортостана. Мы надеемся, что наш материал поможет
в работе педагогов не только речевых групп, но и педагогам массовых групп дошкольных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агишева Р. Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» : Учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. - Уфа: БИРО, 2005.
2. Башкирское народное творчество. Перевод с башкирского. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. - 576 с.
3. Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. - 120с.
4. Бачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Ось-89, 2001.-144 с.
5. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные игры (на русском и башкирском языках). Книга первая. - Изд. 2-е, с изм. - Уфа: Китап, 2002. -248с.
6. Рахимкулов М. Г. «Любовь моя - Башкирия». Литературно-краеведческие очерки. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985.
7. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. / Науч. Рук. Ю. А. Лебедев. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников : Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа - БИРО, 2004. - 70 с.