Юлия Лебедева
Опыт работы «Развитие экологического мышления у детей и взрослых через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие экологического мышления у детей и взрослых через сказку
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. И этот язык надо изучать.
Актуальность: в настоящее время продолжает оставаться проблема, связанная с экологическим воспитанием дошкольников. Век инновационных технологий не оставляет времени чтобы остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать и полюбоваться живой природой, окружающим миром. Все это ведет к нехватке общения детей с природой, оборачивается черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Публикация «Опыт работы „Развитие экологического мышления у детей и взрослых через сказку“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка- это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. По мнению В. А. Сухомлинского именно природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества, она не воспитывает, а активно влияет на ребенка, учит понимать природу, чувствовать ее красоту.
На мой взгляд, экологическое развитие предполагает решение трех взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.
Изучив литературу по экологическому воспитанию детей : С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду» Технология Н. Н. Кондратьевой «МЫ» и др., начала применять в своей работе разнообразные методы и приемы. Так как моим воспитанникам еще 3-4 года, то особую роль в экологическом развитии отвожу сказке. Именно сказка в этом возрасте развивает экологическое мышление детей, воспитывает любовь к природе, дает возможность понаблюдать за жизнью животных, растений, отправиться в путешествие. Экологическая сказка закладывает основу для получения новых знаний, закрепления уже имеющихся, призывает малышей беречь и защищать природу.
Так как, мои малыши еще достаточно маленькие, то работу в данном направлении мне помогают родители.
Начали мы работу с создания сенсорных книг экологической тематики. В содержании лежат русские народные сказки, стихи о природе. У детей не только происходит развитие мелкой моторики рук, речевое развитие, сенсорное восприятие, но и экологическое развитие : у дошкольников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние, желание и умение заботиться о живом.
На дано этапе, в силу своего возраста, дети еще не могут придумывать экологические сказки. Поэтому сочинительством занимаюсь я и родители. За основу сказок берем природные объекты соответствующие программе второй младшей группы. А вот в оформлении экологических книг-сказок нам помогают наши ребята.
После создания книги, знакомства детей с ней, обязательно использую методы, позволяющие закрепить знания детей, а также нацелить их на следующую сказочную историю. В этом помогают выставки «Моя любимая игрушка-зверушка», фотовыставка «Кот-котофеич» и др. Сейчас стала использовать интервьюирование, где в роли ведущего выступают родители воспитанников, а в роли актеров – дети. Темы самые разные «Как мы сажаем растения», «Котик-коток» и другие.
Так, шаг за шагом, я прививаю детям любовь к природе, бережное отношение к ней. Уже сейчас у воспитанников отмечается положительное отношение к миру природы, эмоциональная отзывчивость к живым существам, желание помочь взрослому в уходе за животными и растениями.
В перспективе моей работы :
1. Сочинение экологических сказок и самостоятельное изготовление книг воспитанниками
2. Проведение совместных экологических акций с детьми и родителями на основе сказок «Речка-матушка», «Лесной переполох» и др.
3. Интервьюирование на экологические темы, где в роли ведущего и актеров выступают дети.
Свое выступление хочется закончить прекрасными, на мой взгляд, словами: «Чтобы беречь Землю, природу надо любить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав- невозможно не полюбить».